Вице-мэр Ракова: Все этапы приема пациентов в Москве стали персонализированными благодаря цифровым сервисам
Москва уже много лет развивает цифровые сервисы. Электронной медицинской карте — 5 лет, объем накопленных данных о каждом пациенте из года в год становится все больше, а значит врач на приеме тратит много времени на поиск информации о прошлых приемах, назначениях и исследованиях, относящихся к причине текущего обращения пациента. Поэтому сегодня необходимы инструменты быстрого поиска данных в карте и саммаризации той информации, которая необходима врачу именно в момент обращения пациента для полноценной оценки его состояния, динамики развития заболевания и выбора правильной тактики лечения. О новых цифровых решениях в московской медицине рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
«Более пяти лет мы развиваем электронную медицинскую карту – неотъемлемую часть московского здравоохранения. Пациенты обращаются в поликлинику по разным заболеваниям и к разным специалистам, соответственно объем накопленных за это время данных огромен, и врачу крайне сложно найти в этом массиве все предыдущие обращения и исследования по теме текущего приема. Поэтому на сегодняшний день так важно обеспечить саммаризацию данных карты не просто за какой-то период, а по теме обращения пациента (будь то жалобы на повышенное давление или боль в суставах). Сделать прием персонифицированным, подобрав из карты все необходимые данные по конкретным жалобам человека - главная задача современных цифровых сервисов. Для решения этой задачи мы создали ИИ-агента, который может аккумулировать из всего объема данных, хранящихся в электронной карте каждого москвича, ту информацию, которая необходима врачу в каждый конкретный прием, включая историю обращений, результаты исследований, назначенные препараты и даже вызовы скорой помощи. Благодаря саммаризации из огромного массива данных врач видит все, что может быть полезно для принятия заключительного клинического решения, включая важную информацию по каждому конкретному обращению пациента», — рассказала Анастасия Ракова.
Первый шаг в последовательном и персонализированном маршруте пациента — онлайн-запись через приложения «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы», «Моя Москва» или на порталах emias.info и mos.ru. Человек, в первую очередь, указывает цель визита: от планового диспансерного приёма до симптомов простуды. Если выбрана опция «Плохое самочувствие или боль», подключается умный сервис, который уточняет самочувствие и собирает первичную информацию. Алгоритм задаёт наводящие вопросы и адаптирует их в зависимости от ответов, чтобы получить максимально точные данные. При этом технологии не только сокращают время на сбор информации, но и помогают лучше выявлять пациентов из групп риска: при выборе цели «плохое самочувствие или боль» система автоматически проверяет возможность опасных состояний. Например, при подозрении на сердечно-сосудистые осложнения пациенту предложат пройти опрос, определяющий риски ишемической болезни сердца. Если система подтвердит признаки развития сердечной катастрофы, с пациентом оперативно свяжутся медики.
Далее эти сведения автоматически поступают в электронную медицинскую карту (ЭМК). На их основе ИИ-сервис «ТОП-3», разработанный Правительством Москвы совместно со «СберМедИИ» и «Лабораторией ИИ Сбера», формирует три наиболее вероятных предварительных диагноза.
А новый ИИ-агент — создает сводку из предыдущих обращений, исследований, выписанных лекарств, вызовов скорой, которые имеют отношение к тем жалобам, которые озвучил пациент во время записи на прием. Все это врач получает ещё до начала приёма. И таким образом может лучше подготовиться к приему и провести его максимально адресно.
Сформированные в едином окне симптомы, предварительные диагнозы и «саммари» полезных сведений из ЭМК повышают качество диагностики, акцентируя внимание медика на всех деталях, важных при постановке диагноза. Специалист может не тратить время на изучение массива данных, которые есть в истории болезни пациента, ведь ИИ-агент уже подобрал все необходимую информацию, касающуюся симптомов пациента. После осмотра врач дополняет или актуализирует сведения, а также может скорректировать предложенный набор исследований и консультаций. В завершение маршрут поддерживает система поддержки принятия врачебных решений. Благодаря ИИ-сервису «ТОП-1» она работает как цифровой помощник и помогает сформулировать наиболее вероятный заключительный диагноз, тем самым предоставляя независимое мнение в помощь специалисту и снижая риски врачебной ошибки.