Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

"Вредные советы" для непослушных детей

Кто такой "непослушный ребенок"? Что такое "вредные советы"? Как это работает? Но обо всем по порядку.

"Непослушный ребенок", так принято называть детей, которые не слушаются взрослого, делают все наперекор или отказываются что-то делать, капризничают и т.п. Для каждого родителя список непослушностей будет разный. Но всех будет объединять вопрос:  как реагировать,  чтобы при этом сохранить с ребенком теплые отношения и предупредить подобное поведение в дальнейшем?

Во-первых, важно разделять свои чувства и эмоции в конкретной ситуации и поведение ребенка в этой ситуации. Задайте себе вопрос: сейчас я хочу сделать замечание/поругать ребенка, потому что действительно это необходимо? Или просто закончились силы и ресурсы, чтобы объяснить ребенку, почему так делать не стоит? На что конкретно, на самом деле, направлены мои эмоции?

Во-вторых, важно понять состояние ребенка в данный момент: он себя ведет так, потому что хочет "побаловаться" или по какой-то объективной причине только так в сложившейся ситуации он может реагировать.

В-третьих, важно понимать, ребенок себя ведет непослушно потому, что осознанно манипулирует (хочет привлечь к себе внимание) или потому, что  не знает других способов, как иначе получить поддержку и заботу взрослых.

За что и почему?!

Младший дошкольный возраст. Чтобы не напугать и не спровоцировать протестную реакцию стоит присесть рядом с ребенком, быть визуально как бы на одном уровне, узнать, почему он так поступил. Затем простыми и понятными ребенку словами объяснить, почему и как стоит делать иначе.  Тут уместно вспомнить высказывание известного советского педагога  В.А.Сухомлинского:  "Малыш плохо выполняет работу не потому, что не хочет, а потому, что не имеет представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, - за что же ему ставить оценку?". Также можно использовать игрушки или ролевую игру,  в которых  изобразить альтернативную модель поведения в данной ситуации.

Младший школьный возраст. Можно спросить не только о том, почему ребенок так поступает, но и что чувствует, чего ему на самом деле хотелось в этот момент.

Подростковый возраст. Можно выделить некоторое время для того, чтобы вместе поговорить о том, что произошло, какие в этот момент были эмоции, мысли, почему именно таким образом захотелось их выразить. Возможно, поделиться опытом своего реагирования в подобных ситуациях. Совместно пофантазировать, как можно делать иначе.

Не смотря на то что запреты активно используются в воспитании, все же считается, что следует избегать категоричные слова-запреты и слово "нельзя". При систематическом использовании запретов в отношении любых желаний и стремлений ребенка эти слова могут подавить в нем познавательный интерес, инициативность и мотивацию к проявлению собственных идей и задумок, развитие творческого потенциала.

Однако есть моменты, в которых слово "нельзя" оправдано и имеет огромное значение, когда нужно четко и уверенно его говорить: это случаи, связанные с безопасностью для жизни и здоровья ребенка, а также окружающих. Засовывать пальцы в розетку НЕЛЬЗЯ, потому что это опасно для жизни и здоровья. Но, выключив электричество, совместно со взрослым починить розетку можно попробовать, тем самым подкрепляя познавательный интерес ребенка в безопасной и поддерживающей среде.

Что такое "вредные советы" и как они устроены?

В этой статье "вредные советы" - это пример инструмента, позаимствованного у Г. Остера, принцип работы которого включает в себя модель парадокса. Предлагаемые "вредные варианты" поведения вызывают у ребенка реакцию "от противного".

Ситуация:  Никита, 6 лет. После прогулки всегда бросает ботинки в коридоре и даже на обувь других домочадцев. Дадим ему вредный совет.

- Никита, разбросай, пожалуйста, ботинки подальше, чтобы потом интереснее и дольше искать было!

 - Нужно разбросать ботинки по коридору? Поставлю их лучше ровно у вешалки!

А  вспомните историю про Братца Кролика и его "только не бросай меня в терновый куст"!

Конечно, данный механизм лучше работает для старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, однако, и с подростками можно использовать этот инструмент.

Какую пользу использование "вредных советов" может принести родителям?

  • Добиться изменения повторяющегося нежелательного поведения у ребенка.
  • Расширить репертуар взаимодействия с ребенком (вместо наказания, уговоров, игнорирования и т.п.).
  • Использование в шутливой форме "вредных советов" вместо поучений может быть ключиком в беседе с ребенком на тему поведения и "как можно вести себя иначе".
  • В конце концов, "вредные советы" могут вдохновить вас почитать своему ребенку, а ему послушать стихи Г. Остера, а затем может и другие детские книги!

Тесля Зоя, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников