Супервизия и клинический разбор
Любой врач или специалист в свой практической работе хоть раз да столкнулся с уникальным, нетипичным случаем, который явно выбивается из стандартного набора признаков и симптомов. Некоторые душевные болезни особенно отличаются своей "хитрость" и неявностью проявлений. Далеко не всегда удается с первой встречи с пациентом поставить достоверный диагноз, а иногда требуется помощь более опытных коллег. Именно для этого и проводится супервизия или клинический разбор.
Давайте более подробно разберем, что это такое.
Клинический разбор – это интерактивная форма совершенствования практической подготовки врача любой специальности, формирования его клинического мышления, умения применять свои знания на практике.
Однако, целью проведения клинического разбора является улучшение качества оказания медицинской помощи конкретному пациенту, прежде всего, путем выяснения этиологии (причин) заболевания, оптимальной диагностики, обсуждение вопросов подбора наиболее рационального, эффективного и безопасного лечения, прогноза заболевания.
Как правило, клинический разбор проводится в сложных клинических случаях, когда ведение пациента вызывает определенные трудности в диагностическом, и/или лечебном плане. На клинический разбор может быть представлен и пациент с редко встречающейся патологией. В этих случаях важно привлечь опыт и знания высококвалифицированных (при необходимости – в узких проблемных вопросах) специалистов.
В Центре им. Г.Е. Сухаревой клинические разборы регулярно проводятся экспертами – профессорами, докторами медицинских наук ведущих научно-исследовательских учреждений в области психиатрии, кафедр психиатрии медицинских ВУЗов.
Права пациента, участвующего в клиническом разборе:
- Пациент и его родители добровольно дают согласие на участие в клиническом разборе.
- Пациент и его родители могут отказаться от участия в клиническом разборе на любом этапе его подготовки.
- Отказ пациента от участия в клиническом разборе никаким образом не влияет на помощь, которую он получает.
В клиническом разборе принимают участие:
-
ведущие специалисты-эксперты;
-
лечащий врач пациента, врачи и заведующий отделением, в котором получает помощь пациент;
-
психолог, проводивший психологическое обследование пациента;
-
сотрудники Центра (врачи-психиатры, психологи, научные сотрудники).
Для разбора лечащий врач пациента готовит:
-
Развернутые медицинские сведения, в которых должны быть отражены данные анамнеза (истории) жизни пациента, анамнез (история) его заболевания.
-
Данные психологического обследования.
-
Результаты инструментальных обследований (МРТ, ЭЭГ, ТКДГ, УЗДГ и др.).
-
Результаты лабораторных обследований (биохимический, клинический анализ крови и др.).
-
Данные о консультациях специалистов (педиатра, невролога, эндокринолога и др.).
-
Данные о проводимом лечении с оценкой динамики психического состояния пациента.
Как проходит клинический разбор
Вначале лечащий врач подробно излагает все подготовленные к разбору данные.
Затем ведущий клинического разбора (специалист-эксперт) проводит подробную беседу с пациентом.
По окончании беседы присутствующие на разборе специалисты могут задать пациенту все важные, с их точки зрения вопросы, уточнить все представленные на разбор данные.
Далее лечащий врач представляет собственное видение текущего состояния пациента, диагностическую оценку, тактику лечения.
После этого участвующие в клиническом разборе специалисты задают дополнительные вопросы лечащему врачу пациента, психологу, проводившему его обследование, делятся своими диагностическими соображениями, высказывают мнение относительно назначения наиболее эффективного лечения, необходимости профилактики обострений болезни, дальнейшего наблюдения специалистами психо-социальной реабилитации.
В заключение специалист-эксперт проводит анализ всех представленных на разборе мнений и точек зрения, обосновывает клинический диагноз, прогноз заболевания, высказывает рекомендации относительно оптимального лечения пациента.
Супервизия – обозревать сверху
Супервизия (от лат. supervidere – обозревать сверху) – это важнейший метод повышения квалификации и профессиональной компетентности как молодых, так и опытных специалистов в области психотерапии, клинической психологии, профилактики их эмоционального выгорания. Проводится супервизия в форме профессионального консультирования, анализа используемых ими практических подходов, методов и навыков работы с пациентами и /или их семьями.
Сегодня супервизия стала синонимом наставничества. Цель супервизии: повышение качества проведения психотерапии, психологической помощи пациентам и их семьям
Как проходит супервизия?
Во время супервизии специально подготовленный специалист (супервизор) наблюдает за ходом психотерапевтического занятия с пациентом и/или его семьей, затем обсуждает с супервизируемым специалистом определенные аспекты психотерапевтического процесса, помогает ему понимать и анализировать свои профессиональные действия, преодолевать возникающие в процессе работы сложности, обсуждает оптимальные для данного пациента стратегии и техники работы.
Какая бывает супервизия?
Очная – в этом случае супервизор может непосредственно присутствовать на занятии с пациентом и/или его семьей.
Заочная – при которой для анализа и обсуждения супервизор использует аудио-, видеозаписи, или подробную запись психотерапевтического занятия, сделанную супервизируемым специалистом сразу по его окончании.
Индивидуальная – предполагает сотрудничество одного супервизора и одного супервизируемого специалиста.
Групповая – предполагает участие ведущего супервизора, группы специалистов-психологов и супервизируемого специалиста.
В Центре им. Г.Е. Сухаревой супервизия является необходимой и обязательной составляющей работы психологов и психотерапевтов с пациентами и их семьями.