Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Гимнастика для мозга
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям
Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие
Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях
Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства
А ваш ребенок готов к школе?
Лучшие упражнения для офисных работников
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
"Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе?
Как приучить ребёнка пользоваться горшком
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Трудности обучения
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей
Как подружиться со стрессом
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Сон у детей с РАС
Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки"
Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю?
Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Организация среды и деятельности для ребенка с особенностями
Школьная адаптация особенного ребенка: создаем мост к успешному обучению
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
Почему важно развивать такое качество, как выносливость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как ловкость?
Почему важно развивать у ребенка такое качество, как гибкость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как быстрота?
Почему важно развивать такое качество, как сила?
Проводим лето с пользой!
Что такое задержка психического развития?
Что такое сюжетное рисование и в чем его польза
Рисуем круги
Зачем нам знать, как работает мозг
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Здоровье мозга, стресс и эмоциональное благополучие
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка
Мозг в эпоху социальных сетей: как просматривание ленты влияет на наш главный орган
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка
Игра ребенка – целый мир, полный открытий, фантазии и веселья. Но, задумывались ли вы, что через игру ребенок не только познает мир, но и "рассказывает" о своем развитии? Игра – это важный диагностический инструмент для специалистов и первый "звоночек" для родителей о возможных трудностях. Ведь, игра – это основной вид деятельности, через который происходит развитие ребенка.
Основные сферы, в которых ребенок развивается через игровой процесс:
-
Когнитивная сфера. Ребенок учится планировать, развивать логическое и творческое мышление, концентрировать внимание, запоминать и анализировать информацию, понимать правила и следовать им.
-
Эмоциональная сфера. Ребенок учится выражать и регулировать свои эмоции, справляться со стрессом и фрустрацией, проигрывать и проживать различные жизненные ситуации.
-
Социальная сфера. Дети учатся взаимодействовать, договариваться, делиться, сотрудничать, проявлять эмпатию.
-
Физическое развитие. Манипулируя предметами, бегая, прыгая, ребенок развивает крупную и мелкую моторику, координацию движений, ловкость и выносливость.
-
Речевое развитие. Через диалоги в ролевых играх, описание своих действий, вопросы и ответы, расширяется словарный запас, улучшается грамматика и связная речь.
-
Познание мира. Ребенок имитирует взрослую жизнь, экспериментирует с разными ролями, исследует свойства предметов и явления окружающего мира.
Для каждого возраста - свои игры
В каждом возрастном периоде будут разные игры. Например, в младенчестве – это манипулятивная и сенсорная игра, где целью является развитие сенсорных систем, крупной и мелкой моторики. В этот период игра проявляется, как исследование мира через ощущения (ребенок все трогает, тянет в рот, бросает, трясет, стучит), а также появляются первые социальные игры со взрослым ("ку-ку", "ладушки").
В раннем возрасте (1-3 года) на первый план выходят предметная и подражательная игра.
Ребенок начинает использовать предметы по назначению (катает машинку, кормит куклу), активно подражает действиям взрослых (например, "готовит завтрак кукле", "чинит машинку").
В дошкольном возрасте (3-6 лет) подключается сюжетно-ролевая игра. Дети активно создают сюжеты, принимают на себя роли (мама, доктор, продавец, космонавт). Также проявляется совместная игра с другими детьми, где они учатся договариваться, распределять роли и следовать правилам. В младшем школьном возрасте (6-10 лет) ведущее место занимают игры с четкими правилами: настольные, спортивные, компьютерные. Сохраняется интерес к сюжетно-ролевым играм, но они становятся более сложными и детализированными.
Как понять, наблюдая за игрой ребенка, что есть трудности?
Обратите внимание на следующие признаки:
-
Отсутствие интереса к игре или игрушкам: ребенок апатичен, не проявляет любопытства к новым игрушкам, не знает, что с ними делать или быстро теряет к ним интерес.
-
Стереотипность и ригидность в игре: игра состоит из однообразных, повторяющихся действий без фантазии и сюжета (например, только выстраивание машинок в ряд, без попыток их катать или разыгрывать сюжет).
-
Нецелевое использование предметов: ребенок использует игрушки не по назначению (стучит кубиком по столу вместо строительства, вертит колеса машинки часами, но не катает ее).
-
Трудности с имитацией и подражанием: ребенок не может или не хочет повторять действия взрослых или других детей, даже если ему показывают, как играть.
-
Отсутствие сюжетной или ролевой игры после 3 лет: игра остается на уровне манипуляций предметами, нет попыток принять на себя роль.
-
Избегание взаимодействия в игре: ребенок предпочитает играть один, избегает контакта с другими детьми, не пытается вовлекать взрослых в свою игру.
-
Чрезмерная агрессия в игре: игра ребенка постоянно заканчивается разрушением построек, поломкой игрушек, агрессией по отношению к другим персонажам или детям.
-
Регресс в игре: внезапно ребенок начинает играть способами, которые характерны для более младшего возраста или теряет уже приобретенные игровые навыки.
-
Выраженное отставание от возрастных норм: игра ребенка значительно отличается от игры его сверстников по сложности, разнообразию и социальному взаимодействию.
-
Чрезмерная чувствительность к изменениям: ребенок сильно расстраивается при малейшем изменении в привычном ходе игры, требует строгого следования одному и тому же сценарию.
Если вы наблюдаете несколько таких признаков на протяжении длительного времени и они вызывают у вас беспокойство, это повод обратиться за консультацией к специалисту.
Шангина Кристина, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, член молодежного совета