Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×

Антивыгорание

Уметь справляться с профессиональным стрессом, сохранять интерес к работе и способность к эмоциональному реагированию, отдавать, отдавать и еще раз отдавать, не чувствуя себя при этом истощенным душевно и физически, – для тех, кто работает в сфере детской психиатрии, все это очень актуально. 

Само слово "выгорание" ассоциируется с выжженной степью, пересохшей землей, не способной родить ни цветочек, ни травинку… Что же нужно, чтобы земля оставалась живой? Правильно, солнце (радость) и дождь (активность). То же самое для предотвращения выгорания нужно и человеку. Понимая это, руководство Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ инициировало запуск проекта "Антивыгорание". На данный момент в него входит три направления (хоровое пение, танцы и театральное искусство), которые ведут для своих коллег сами же сотрудники Центра, но, вполне возможно, список будет расширяться, поскольку люди в Центре работают творческие и щедрые, готовые делиться тем, что умеют, и раскрывать в себе новые таланты.

"Когда люди работают, Бог их уважает, но зато, когда они поют, он их любит". Факундо Кабраль

"Идите в хоры и обретете гармонию". Роберт Шоу Лаусон

Хоровое пение издревле считалось возможностью общения людей друг с другом и с миром, а также известно как очень действенная психотерапевтическая техника. "Идея собираться и петь возникла спонтанно, – рассказывает организатор хора Снежана Кокорина.– Было желание заниматься с любимыми коллегами еще чем-то, помимо работы. Озвученное с улыбкой предложение руководителя с энтузиазмом подхватили сотрудники. И вот, начиная с ноября 2019 года, мы собираемся по пятницам примерно на час и поем". В хоре есть возможность не только петь со всеми вместе, но и побыть наедине с самим собой, свободно звучащим голосом рассказать о своих переживаниях, при этом не обличая их в слова. Еще важный момент: многие хотят, но стесняются петь, поскольку не обладают соответствующими вокальными данными, так вот у нас наличие слуха и голоса – вовсе не обязательные критерии отбора. Собственно, отбора никакого и нет: желание петь – это все, что требуется!

"Хористы" отмечают, что благодаря встречам у них повышается настроение, проходит усталость, снижается эмоциональное напряжение, что способствует профилактике эмоционального выгорания. Во время пения участники обретают ресурс. Они отвлекаются от своих тревог и переживаний, происходит фокусировка на текущем моменте. Это особенно ценно. Ну и, конечно, совместный подбор композиций, обсуждения и сам процесс занятий сплачивают коллектив. Все с нетерпением ждут новых репетиций и выступлений.

"Любую проблему на свете можно решить, танцуя". Джеймс Браун

"День прошел зря, если я не танцевал". Ницше

Танцы – это искусство перевоплощения, грация движений, пластика и стиль. На занятиях, которые взяли старт в начале 2020 года и проводятся раз в неделю, сотрудники не только танцуют, но и учатся чувствовать своё тело, пробуют слушать и свободно выражать себя через движения, заряжаются бодростью, позитивом и драйвом. В программу включены клубные танцы, сальса, контемп, европейская и латиноамериканская программы.

"Проводят занятия сотрудники Центра, владеющие разными танцевальными техниками, – рассказывает Мария Ермакова. – Например, я в прошлом профессионально занималась спортивными бальными танцами. И теперь с удовольствием учу коллег и сама танцую европейскую программу, латиноамериканские танцы, социальные – сальсу, бачату, кизомбу. Марина Казачкова танцует контемп – это направление здорово помогает понять и почувствовать свое тело и очень хорошо используется в качестве разминок. Александра Ли занимается, в основном, хип-хопом, а Анна Фокина – народными танцами. Нам важно, чтобы у тех, кто пришел танцевать, был выбор и не возникало пресыщения чем-то одним. К тому же у каждого человека свой темперамент, за счет чего он предрасположен к определенному двигательному стилю, который отражается в походке, жестах, скорости и т.п. Допустим, тот, кто двигается медленно и плавно, будет чувствовать себя уверенно и гармонично в каком-то определенном танцевальном направлении, а в другом, более энергичном, ему будет сложно, и это может стать его "зоной ближайшего развития", как говорят психологи. И наоборот, человек, для которого характерны резкие, быстрые движения, сможет выразить себя, к примеру, в хип-хопе, а погрузившись в несвойственные для него плавные танцы, встретится с новым опытом и, быть может, перенесет эту плавность в свою жизнь вне танца.

Но начали мы с сальсы, потому что это универсальный танец – его можно танцевать в паре и без пары, почти под любую музыку, на любой вечеринке, и основные шаги танца достаточно просты и доступны всем. Сальса готовит тело к более сложным танцам".

Тенцедвигательные терапевты уверены, что даже если мы очень устали, даже если кажется, что совсем нет сил, то в теле точно есть ресурс, на который мы всегда можем опереться. Каждому важно только найти то, что ему в теле помогает встретить энергию для жизни, а что мешает.

В конце занятий участники иногда обсуждают свое состояние "до" и "после"; что получалось, и как они себя при этом ощущали, что не получалось, и какие это вызвало переживания. Такая рефлексия длится совсем недолго. "Специфика нашей деятельности на рабочем месте такова, что коллеги много общаются и много говорят, от этого тоже истощаются. Здорово, что у нас есть возможность быть вместе по-другому, – считает Мария Ермакова, – переключение на другой канал действия (в нашем случае – движение) точно помогает нам отдыхать, разряжаться и тем самым восстанавливаться и сохраняться". На время карантина, к сожалению, занятия были приостановлены, но танцевальная студия надеется на скорую встречу как с постоянными участниками, так и с новыми.

"Театр бесполезен, но необходим". Эжен Ионеско

"Театр для меняя – наслаждение, покой, развлечение, словом, все что угодно, кроме средства нажить новую хорошую неврастению". М. Булгаков

В начале февраля 2020 года в Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ взял старт нехарактерный для подобных учреждений театральный проект. Уникальность его заключается в том, что костяк труппы составили специалисты (пациентские театральные коллективы существуют во многих психиатрических учреждениях, а о коллективах медицинских работников кто-нибудь слышал?), а затем к ним подтянулись пациенты-подростки, находящиеся на лечении. В перспективе состав студии планируется расширить за счет включения в него пациентов, уже покинувших стены больницы, но имеющих желание и возможность приезжать на репетиции. В идеале театральная студия должна стать стабильным интеграционным коллективом товарищей по сцене (без деления на тех, кто здесь работает, и тех, кто проходит лечение), где значение имеет только желание играть, отдавая этому занятию время и душу.

Вот что рассказывает руководитель студии Ольга Борисова:

"Когда Марина Александровна Бебчук, директор Центра им. Г.Е. Сухаревой, предложила мне организовать театральную студию для сотрудников, справедливо полагая, что занятия в ней будут способствовать их психологической разрядке и снятию стресса, я, честно говоря, сильно сомневалась в том, что эта идея осуществима. Всем известно, как загружены специалисты работой, и потом, все люди взрослые, у всех личная жизнь, семьи – какая тут еще театральная студия?! В общем, я думала, люди не соберутся. Но пришло, не помню точно, кажется целых семь человек! Среди них и психологи, и логопеды, и даже два заведующих отделениями!

Начали репетировать (раз в неделю по средам общая репетиция, длящаяся обычно не меньше двух часов, и еще раз или два на неделе – индивидуальные). Со временем кто-то "отвалился", кто-то новый подтянулся – так всегда бывает, пока коллектив не устоится. Но процесс затягивал! Я видела, как раскрывались люди, как с них спадала усталость, какими они становились живыми, настоящими, с какой радостью ныряли в игру, как раз за разом в них расцветал актерский талант, дремлющий, я убеждена, в каждом из нас (о спектакле, который мы готовим, ничего говорить не буду, но, поверьте, это – бомба!:))! А уж когда мы стали приглашать и включать в постановку ребят-пациентов, которые, надо сказать, моментально и очень органично влились в процесс, наш спектакль просто засверкал, да и сами репетиции превратились в какой-то фейерверк чистой радости творчества.

Вообще, мне нравится, какая у нас получается команда. И еще нравится, что репетиции проходят весело – мы оооочень много смеемся! А смех, как известно, лучшее лекарство от всего.

К сожалению, карантин заставил нас притормозить. Дети пока не могут принимать участие в репетициях вместе с нами, да и мы, в основном, репетируем онлайн, а это, как вы понимаете, совсем другое дело… Но когда-нибудь же он закончится?! И тогда мы продолжим со всем скопившимся за это время жаром!"

А вот что говорят сами студийцы.

Анна Абрамова, медицинский психолог: "Участие в этом проекте даёт мне очень много. Помимо профилактики профессионального выгорания и нового эмоционального ресурса, наши репетиции для меня – это возможность отмотать время назад, вернуться в творческую, мечтательную, легкую юность и снова прожить ее. Ещё театр помогает лучше узнать своих коллег, познакомиться и соприкоснуться с их другой, творческой частью личности, которую сложно раскрыть в условиях выполнения своих профессиональных обязанностей – ведь предписанные правила и иерархия не всегда способствуют сближению. А здесь – мы актёры, и мы равны".

Иван Арефьев, заведующий отделением функциональной диагностики: "Этот проект – новый формат взаимодействия в профессиональном сообществе. Он способствует более эффективной основной (лечебно-диагностической) работе с формированием командного духа в коллективе; профилактике эмоционального (профессионального) выгорания, а также, при включении актеров-пациентов, расширяет спектр профессиональной деятельности с возможностью развития психотерапевтического направления".

Анна Байракова, специалист по связям с общественностью: "Участие в нашем театральном коллективе дает мне возможность проявить одну из своих творческих сторон, дает вдохновение и силы на повседневную работу. И еще, наши занятия для меня – одна из прекрасных возможностей уйти на время от всей ответственности и тяжести жизни".

Валерий Мясников, заведующий отделением платных услуг: "Для меня данный проект – это не только переключение на другой интересный, нестандартный вид деятельности. Важно и то, что мои коллеги здесь открываются иной яркой гранью. Очень интересное общение. Вообще, спасибо всем организаторам и участникам!"

Какое-то время студия существовала без названия – слишком много было идей, и обширность выбора ставила в тупик. Но недавно большинством голосов решили-таки назваться "Сухариками". Вот так! Теперь можно и заявить о себе. И надеемся, этот театральный коллектив не коснется основная проблема многих любительских театров и студий – отсутствие зрительской аудитории (показал один раз для своих – а что дальше?). Театр "в стол" автоматически лишается всякого смысла. В нашем же случае и аудитория, и смысл очевидны – спектакли могут быть показаны детям в отделениях, сотрудникам Центра, а также вывезены на "гастроли" в филиалы и другие детские и не только детские психиатрические и непсихиатрические учреждения.