Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×

История центра

Первые корпуса ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения г. Москвы" были построены в 1895 и 1898 годах.

В 1900 г. купцы Иван и Александра Медведниковы по завещанию передали Московскому городскому управлению 600 тыс. руб. для постройки "приюта для идиотов и эпилептиков". Московская городская управа выбирает местность на Канатчиковой даче для организации приюта рядом с Алексеевской психиатрической больницей. Создается специальная комиссия, задачей которой была разработка проекта Медведниковского детского приюта на 80 коек для умственно отсталых детей и эпилептиков.

В 1903 году был утвержден проект, который предполагал открытие четырех отделений для спокойных и беспокойных детей. Строительство корпуса началось в 1912 году.

" В 1914 году открылся корпус Медведниковского приюта на 200 коек

Лечебная и научная работа в приюте велась врачами Алексеевской психиатрической больницы: Д.А. Аменицким, П.П. Бухарским, П.Б. Ганнушкиным, М.О. Гуревичем, Т.И. Юдиным. Директором приюта был назначен старший ординатор Алексеевской больницы П.Б. Никитин. К моменту открытия Медведниковского приюта на территории уже были построены корпуса (в 1895-1898 гг.), а в 1916 году был открыт корпус, построенный на деньги П.М. Третьякова, который завещал на строительство 200 тыс. рублей.

В январе 1915 года помещения приюта (лечебный корпус, кухня, прачечная, баня) были преобразованы в военный госпиталь для воинов Первой мировой войны с психическими расстройствами.

С начала 20-х годов активно развивается специализированная стационарная помощь детям и подросткам. Медведниковский приют переименован в лечебницу "для припадочных и недоразвитых детей". Смешанный состав больных Медведниковской лечебницы — "хроники" и больные с острым психотическим состоянием, "психопаты, невротики и эпилептики" — приводит к взрывам возбуждения, массовым побегам, нападению на персонал. Мосгорздравотдел ставит вопрос о закрытии лечебницы, как самостоятельного учреждения, и в 1929 г.объединяет лечебницу с Вознесенской лечебницей для подростков. Присоединившиеся подростки очень быстро приводят к необходимости вновь преобразовать учреждение, и оно становится детским отделением психиатрической больницы имени П. П. Кащенко.

Кроме врачей, средних и младших медработников в детском отделении психиатрической больницы им П.П. Кащенко работал целый штат воспитателей и педагогов. Они не только обучали детей грамоте, но и приучали их к самостоятельности и труду. Большой интерес у детей вызывал живой уголок с кроликами, белыми мышами, белыми крысами, за которыми они сами ухаживали. Для детей был оборудован физкультурный городок, где под руководством инструктора они занимались гимнастикой и спортивными играми.

В конце 50-х годов лечение психических заболеваний у детей в основном было идентично методам лечения взрослых больных, за исключением лоботомии, которая не применялась в детской практике, и значительно меньше применялась электросудорожная терапия. Однако, лечебная работа без педагогики и воспитательной работы в детском психиатрическом отделении, особенно для школьного возраста, по мнению Г.Е. Сухаревой, до известной степени теряет свое значение. Так, в этот же период в детском отделении кроме медицинских работников работают 18 педагогов и 7 воспитателей. Педагог работает в тесном контакте с врачом, так как классные занятия, как и лечение, требуют индивидуального подхода, дозировки, учета состояния и диагноза. Педагоги и воспитатели кроме своей повседневной работы проводят большую работу по подготовке утренников, детских концертов, устройству елок. Для родителей проводятся лекции врачами и педагогами в дни свиданий. Трудотерапией для девочек является шитье и художественная вышивка, для мальчиков — небольшие столярные и токарные работы. Отдельным ребятам поручается кормление птиц и животных в зооуголке. Дети под руководством педагога-специалиста проводят все сельскохозяйственные работы, а также посадку цветов и уход за ними. Урожай ягод, фруктов и овощей собирают только дети, они ведут учет и сами распределяют по отделениям.

В содержание лечебно-педагогической работы в условиях психиатрического стационара наряду с учебным процессом и индивидуальной работой с больными входит организация необходимого для успешного лечения "психотерапевтического климата" в отделении — "терапия средой".

В 1962 году был открыт Городской психоневрологический диспансер для детей и подростков со стационаром на 180 коек в непосредственной близости к строениям детского отделения психиатрической больницы им. П.П. Кащенко. Корпус был построен по индивидуальному проекту. Руководила учреждением заместитель главного городского психиатра по детству и главный врач – В.А. Колегова. Из шести стационарных отделений два имели профиль "речевых": для дошкольников и школьников.

В 1963 году произошло объединение детского отделения психиатрической больницы им. П.П. Кащенко с вновь открывшимся Городским диспансером со стационаром.

В 1966 году на базе Городского диспансера со стационаром была организована судебно-психиатрическая экспертная комиссия (СПЭК), позднее реорганизованная в Отделение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.

В 1967 году было открыто медико-генетическое отделение. В задачи отделения входило медико-генетическое консультирование семей, имеющих психические расстройства.

В 1972 году завершилось строительство еще двух лечебных корпусов.

В 1975 году Городской диспансер был переименован в Детскую психиатрическую больницу №6

В 1981 году за достижение высоких показателей в лечебно-профилактической работе и внедрение новейших достижений медицинской науки в лечебную практику Детской психиатрической больнице №6 присвоено звание "Образцовое учреждение города Москвы". Продолжая традиции Г.Е. Сухаревой и В.В. Ковалева, много усилий прикладывалось к организации образовательного процесса для пациентов больницы (в непосредственном соседстве с больницей была открыта общеобразовательная школа №196). В здании школы было выделено помещение для одного из отделений больницы — первого в истории больницы дневного стационара.

В 1983 году кафедра психиатрии Второго медицинского института (2-ой МОЛГМИ им Н.И. Пирогова, позже — РГМУ, ныне — ГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова) переезжает из психиатрической больницы №8 им. З.П. Соловьева на новую клиническую базу — в Детскую психиатрическую больницу №6. С 1983 года и по настоящее время все студенты педиатрического факультета могут во время лекционных демонстраций и на практических занятиях знакомиться с возрастными особенностями, изучать историю детской психиатрии именно там, где она начиналась и продолжается.

В 1987 году главным врачом Детской психиатрической больницы №6 назначается Заслуженный врач РФ, главный детский психиатр г. Москвы — Валентина Юлиановна Кожевникова. К 1988 году коечный фонд больницы составляет 1140 коек — самой большой за всю историю медицинского учреждения.

В 1989 году был создан вычислительный центр детской психиатрической службы города Москвы. Вычислительный центр обеспечивает сбор и обработку информации из психоневрологических и наркологических диспансеров, психиатрических больниц города Москвы, а также из стационаров, имеющих психоневрологические койки.

Медико-генетическое отделение расширяет свою работу, и на его базе создается центр неонатального скрининга по выявлению у всех новорожденных г. Москвы фенилкетонурии и гипотиреоза. В этот же период открываются первые палаты для совместного пребывания родителей с ребенком. С 2015 года медико-генетическое отделение переведено в Морозовскую детскую больницу.

В 2012 году Детская психиатрическая больница №6 переименована в ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков" ДЗМ

В 2012 году "Детская психиатрическая больница №6" переименована в ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков" (директор — д.м.н. Усачева Елена Леонидовна) с присоединением детских психоневрологических санаториев №№28, 30, 44, 66 (в настоящее время филиалы №№1, 2 и 3).

В 2015 году "Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков" присвоено имя детского психиатра мирового значения Г.Е. Сухаревой.

С 2016 года ГБУЗ "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой" Департамента здравоохранения г. Москвы руководит к.м.н., доцент Бебчук Марина Александровна.

Сегодня Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ — старейшее учреждение в стране, осуществляющее профилактику, лечение и реабилитацию детей от года и до 18 лет с любыми психическими расстройствами. В учреждении работают детские врачи-психиатры, психотерапевты, неврологи, педиатры, генетики, ЛОР-врач, офтальмолог, стоматолог, детский гинеколог, физиотерапевты, врачи функциональной диагностики, дефектологи, логопеды, психологи и педагоги. У Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ накоплен уникальный опыт в работе с детьми с задержкой интеллектуального и речевого развития, расстройствами аутистического спектра и пищевого поведения, когнитивными нарушениями и нарушениями поведения, включая детей с высоким суицидальным риском.