Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
«Подводные камни орторексии»
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
День психического здоровья
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Расстройства аутистического спектра (РАС) – к сожалению, достаточно распространённый диагноз, который слышат родители детей с особенностями психического развития. Многим известно, что для постановки диагноза психиатр опрашивает родителей и наблюдает за ребёнком. А на что ещё опираются специалисты?
ADOS - «золотой стандарт» обследования
ADOS - Autism Diagnostic Observation Schedule (План диагностического обследования при аутизме). В нашем Центре используется методика, входящая в «золотой стандарт» обследования при аутизме и проводят её медицинские психологи и дефектологи, обучившиеся работе с данной методикой.
ADOS. Как проходит обследование и сколько времени занимает
Методика предполагает несколько модулей, которые подходят как для детей раннего возраста (от полутора лет), так и для более старших детей, подростков и даже взрослых. При выборе модуля специалист опирается не только на возраст ребёнка, но и на его уровень развития речи. Так, если ребёнок пока не говорит или говорит только отдельными словами, то обследование для него будет больше похожим на игру. Чем сложнее речь ребёнка, тем больше в обследование будут включены игры и задания, предполагающие совместную беседу специалиста и ребёнка. Маленькие дети находятся во время обследования вместе с родителями, могут сидеть у них на коленях, более старшие дети могут оставаться со специалистом наедине.
Методика является стандартизованной, то есть специалист действует по протоколу, предъявляя материалы и игры в определённой последовательности, руководствуясь инструкциями для обследования. В план обследования включены игры, которые позволят оценить коммуникативные навыки ребёнка. Таким образом, ADOS можно будет через некоторое время повторить с целью отслеживания динамики в развитии ребёнка.
По времени обследование занимает около часа. Задача специалиста – создать максимально комфортные для ребёнка условия, приблизить взаимодействие с ним к естественной игре и беседе. Бывает, что ребёнок нервничает с незнакомым взрослым или в новом месте: не волнуйтесь, специалист обязательно даст ему время на адаптацию. Со стороны это совсем не похоже на тестирование или экзамен. Напротив, ребёнок думает, что пришёл просто поиграть и поговорить с доброжелательным взрослым. Пускание мыльных пузырей, воздушные шарики – это только несколько примеров игр, в которые взрослый предлагает поиграть ребёнку. В комплект материалов для обследования включено множество игрушек и книг с картинками, многие из которых по-настоящему заинтересовывают детей.
Родителей во время обследования, как правило, просят не вмешиваться, чтобы можно было увидеть естественное поведение ребёнка, а не игру «по инструкции». Если специалист будет нуждаться в помощи родителей, он скажет, в какой момент и каким образом нужно подключиться к игре с ребёнком.
Как-то специально готовить ребёнка к прохождению ADOS не надо. Однако следует внимательно отнестись к тому, чтобы ребёнок в день обследования был здоров и не испытывал стресс, связанный с какими-то непривычными и неприятными для него событиями. Если обследование по какой-то причине «сорвалось», то пройти его в другой день «с того же места» не получится, придётся проходить всё заново с самого начала.
Что увидит специалист во время обследования по ADOS?
Если говорить в общих чертах, оцениваются особенности взаимодействия ребёнка, то, как часто он проявляет инициативу в общении со специалистом и с родителями, а также стереотипные формы поведения (однообразные интересы и повторяющиеся движения). На самом деле - это всегда подразумевает кропотливую работу с протоколом обследования, заполнение множества бланков, и требует соответствующей квалификации со стороны специалиста.
Результаты ADOS
Результаты, полученные по ADOS-2, не могут считаться клиническим диагнозом, однако на их основании можно отнести ребёнка к одной из диагностических групп (определить, находится ребёнок в спектре аутизма или нет), а также выявить тяжесть нарушений (низкая, умеренная или выраженная степень аутистических проявлений). При отслеживании динамики как раз стоит обращать внимание на степень выраженности, так как с возрастом, а также благодаря целенаправленным занятиям, ребёнок может перейти, например, из группы выраженных нарушений в умеренную.
В любом случае, помимо количественных показателей, ADOS позволяет получить «мишени» для коррекционно-развивающей работы с ребёнком, ведь коммуникативные навыки можно формировать и развивать точно также, как любые другие.
Анна Златомрежева, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой