ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Расстройства аутистического спектра (РАС) – к сожалению, достаточно распространённый диагноз, который слышат родители детей с особенностями психического развития. Многим известно, что для постановки диагноза психиатр опрашивает родителей и наблюдает за ребёнком. А на что ещё опираются специалисты?
ADOS - «золотой стандарт» обследования
ADOS - Autism Diagnostic Observation Schedule (План диагностического обследования при аутизме). В нашем Центре используется методика, входящая в «золотой стандарт» обследования при аутизме и проводят её медицинские психологи и дефектологи, обучившиеся работе с данной методикой.
ADOS. Как проходит обследование и сколько времени занимает
Методика предполагает несколько модулей, которые подходят как для детей раннего возраста (от полутора лет), так и для более старших детей, подростков и даже взрослых. При выборе модуля специалист опирается не только на возраст ребёнка, но и на его уровень развития речи. Так, если ребёнок пока не говорит или говорит только отдельными словами, то обследование для него будет больше похожим на игру. Чем сложнее речь ребёнка, тем больше в обследование будут включены игры и задания, предполагающие совместную беседу специалиста и ребёнка. Маленькие дети находятся во время обследования вместе с родителями, могут сидеть у них на коленях, более старшие дети могут оставаться со специалистом наедине.
Методика является стандартизованной, то есть специалист действует по протоколу, предъявляя материалы и игры в определённой последовательности, руководствуясь инструкциями для обследования. В план обследования включены игры, которые позволят оценить коммуникативные навыки ребёнка. Таким образом, ADOS можно будет через некоторое время повторить с целью отслеживания динамики в развитии ребёнка.
По времени обследование занимает около часа. Задача специалиста – создать максимально комфортные для ребёнка условия, приблизить взаимодействие с ним к естественной игре и беседе. Бывает, что ребёнок нервничает с незнакомым взрослым или в новом месте: не волнуйтесь, специалист обязательно даст ему время на адаптацию. Со стороны это совсем не похоже на тестирование или экзамен. Напротив, ребёнок думает, что пришёл просто поиграть и поговорить с доброжелательным взрослым. Пускание мыльных пузырей, воздушные шарики – это только несколько примеров игр, в которые взрослый предлагает поиграть ребёнку. В комплект материалов для обследования включено множество игрушек и книг с картинками, многие из которых по-настоящему заинтересовывают детей.
Родителей во время обследования, как правило, просят не вмешиваться, чтобы можно было увидеть естественное поведение ребёнка, а не игру «по инструкции». Если специалист будет нуждаться в помощи родителей, он скажет, в какой момент и каким образом нужно подключиться к игре с ребёнком.
Как-то специально готовить ребёнка к прохождению ADOS не надо. Однако следует внимательно отнестись к тому, чтобы ребёнок в день обследования был здоров и не испытывал стресс, связанный с какими-то непривычными и неприятными для него событиями. Если обследование по какой-то причине «сорвалось», то пройти его в другой день «с того же места» не получится, придётся проходить всё заново с самого начала.
Что увидит специалист во время обследования по ADOS?
Если говорить в общих чертах, оцениваются особенности взаимодействия ребёнка, то, как часто он проявляет инициативу в общении со специалистом и с родителями, а также стереотипные формы поведения (однообразные интересы и повторяющиеся движения). На самом деле - это всегда подразумевает кропотливую работу с протоколом обследования, заполнение множества бланков, и требует соответствующей квалификации со стороны специалиста.
Результаты ADOS
Результаты, полученные по ADOS-2, не могут считаться клиническим диагнозом, однако на их основании можно отнести ребёнка к одной из диагностических групп (определить, находится ребёнок в спектре аутизма или нет), а также выявить тяжесть нарушений (низкая, умеренная или выраженная степень аутистических проявлений). При отслеживании динамики как раз стоит обращать внимание на степень выраженности, так как с возрастом, а также благодаря целенаправленным занятиям, ребёнок может перейти, например, из группы выраженных нарушений в умеренную.
В любом случае, помимо количественных показателей, ADOS позволяет получить «мишени» для коррекционно-развивающей работы с ребёнком, ведь коммуникативные навыки можно формировать и развивать точно также, как любые другие.
Анна Златомрежева, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой