Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Сериационные ряды

Сериация является важной мыслительной операцией, которая состоит в умении выделять значимые признаки предметов и расставлять их в определенной последовательности. Так ребенок учится находить в предметах заданный признак, сравнивать предметы, устанавливать логические последовательности, удерживать закономерность ряда.

Вся наша жизнь состоит из последовательного повторения чего-либо:  смена времён года, дней недели, узоры орнамента в искусстве. Речь человека состоит из последовательности предложений, т.е из заданного порядка слов, слова из слогов и звуков.

Даже поход в магазин представляет собой определенный набор последовательных действий, где пропуск одного из элементов рушит всю логику ситуации. Поэтому важно, чтобы ребенок умел логически определять закономерности и продолжать ряд по заданному порядку.

Предлагаем несколько простых упражнений на развитие данного навыка для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

• Вспомните с ребенком правила построения пирамидки: всегда сначала нанизываем самое большое колечко. Затем выложите на плоской поверхности эти колечки в ряд - от самого большого к самому маленькому и наоборот. Также отличным вариантом самой простой сериации станут матрёшки.

• Познакомьте ребенка с различными оттенками предметов с помощью логических цепочек. Нарисуйте полоску яркого цвета, затем разбавляя краску водой, нарисуйте дорожку от яркого цвета к бледному. Пусть ребенок нарисует аналогичную дорожку другого цвета. Закрепляйте названия полученных оттенков: салатовый, светло-синий, ярко-красный и т.д.

• Аналогичными рядами также можно познакомить ребенка с понятиями широты, раскладывая предметы от самого широкого к узкому.

• Научите малыша чередовать предметы по заданному алгоритму. Покажите ребенку два предмета, например, яблоки разного цвета. Выясните, что они отличаются цветом. Пускай красные яблоки будут у малыша, а зелёные у вас. Предложите собрать "бусы из яблок". Действуйте по очереди: сначала вы кладёте зелёное яблоко, потом ребенок красное. Сначала подсказывайте ребенку, чья очередь. Если малыш уже легко выкладывает цепочку, то пусть теперь самостоятельно займётся этим, а затем подключите третий предмет – жёлтое яблоко и третьего участника. Проговаривайте вслух данную последовательность: красное, жёлтое, зелёное, красное, жёлтое и т.д. Также можно использовать детскую игру-шнуровку, чередуя предметы на шнурке.

• Следующий вариант – чередовать однотипные предметы разного размера: большой - средний - маленький - большой - средний и др.

• Чередовать можно и предметы различных категорий, закрепляя обобщающие понятия: заяц - белка - волк - заяц - белка -... (лесные животные); геометрические фигуры, посуда, мебель и т.д.

Такими упражнениями вы научите ребенка важной мыслительной операции и познакомите со множеством признаков предметов.

Татьяна Якимова, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников