Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

"Я - не "Белая ворона" или конформность в подростковом возрасте

Конформность – свойство личности, характерное для тех, кто легко следует за мнением другого человека/группы людей, отказываясь при этом от своего. Часто таких людей называют ведомыми.

В области социальной психологии было поставлено множество экспериментов, изучающих данный феномен. Конформность чаще всего проявляется в действиях и поведении, потому что это находится в поле зрения людей, однако так же может существовать конформное мышление, влияющее на восприятие человеком происходящего вокруг.

Для каждого возраста существует своя "задача", которую необходимо решить, чтобы перейти на следующий этап развития и происходит это через приобретение новых навыков и умений на предыдущем.

Для подросткового возраста главная задача – научиться выстраивать коммуникацию со сверстниками, строить приятельские/дружеские/романтические отношения, понимать социальный контекст и адаптироваться  в нем. Но также подростковому возрасту свойственно появление наибольшей уязвимости, чувствительности к оценке окружающих, неуверенность. В этот период переосмысливаются старые и появляются новые смыслы и ценности.

Подросток стремится делать "также", как и окружающие, только бы принадлежать к некоторому сообществу. Это является адаптивной формой поведения, пока влияние мнения окружающих не становится тотальным и не ведет к трансформации личности, способствуя негативным изменениям.

Желание не быть "белой вороной" заставляет подростка подражать поведению, стилю, увлечениям сверстников, даже если они противоречат собственным внутренним стандартам, интересам и желаниям, этическим и социальным нормам.

"Чтобы не быть "белой вороной" в компании, я буду курить как и мои одноклассники. Все же курят".

"Чтобы не быть "белой вороной", я буду вместе с дворовыми ребятами поддерживать травлю одноклассника, здесь так принято" и т.п.

На данном возрастном этапе конформность может как навредить, так и принести пользу в зависимости от влияющей на личность группы. Если ведомый подросток попадает в асоциальную группу, то его действия будут отражать модель поведения членов группы. Попадет в команду спортсменов – большую часть своего времени будет проводить на площадке или в спортзале.

Так как в пубертатном возрасте идет становление личности, особенно важно окружение, среда. Поэтому не редко можно услышать о тревоге родителей в виде высказываний: "Он связался с плохой компанией", "это все из-за его друзей", "эти ребята на него плохо влияют".

И тогда возникает вопрос, как подростку объяснить, почему с конкретными людьми/группой не стоит общаться, быть критичным и независимым. И при этом сохранить доверительные, открытые отношения с сыном или дочерью.

Во-первых, родителю самому необходимо понять, почему дружба с данной группой/конкретным человеком вызывает у него тревогу. Это, действительно, социально неприемлемые, небезопасные формы поведения или непривычные, новые модели поведения для самого родителя, и поэтому вызывают сопротивление. Например, не нравится друг потому, что он предлагает воровать. Или не нравится друг потому, что он красит волосы в разные цвета и весь день катается на скейте.

Во-вторых, стоит сформулировать критерии понятия "плохая компания" и обсудить их с подростком, выработав с ним общее определение, с которым обе стороны будут согласны. Стоит расспросить, чем сейчас живут подростки, постараться вникнуть в эти интересы. Важно прислушиваться к ребенку, учитывать происходящие изменения в обществе и подростковой среде. При этом оставаться твердым в темах, связанных с безопасностью для жизни и здоровья ребенка и окружающих.

В-третьих, родителю важно проговаривать свои переживания с помощью техники "Я-высказывание".  "Я тревожусь за тебя и боюсь" вместо "не гуляй с ними больше, это плохие ребята".

Для сохранения доверительных отношений с ребенком и снижением собственного напряжения можно:

  • рассказать о своем подростковом опыте общения с разными людьми и о том, какие были отношения/несогласия с родителями;
  • поинтересоваться тем, с кем дружит ребенок, что это за ребята, чем занимаются и т.п.;
  • предложить устроить домашний праздник или встречу с друзьями, совместно готовясь к приходу гостей. А может устроить совместный поход на выходные?;
  • если общение с компанией/другом отрицательно влияет на подростка, расспросить, что для него важного и ценного в этих отношениях вопреки видимым негативным последствиям такого общения. Иногда за ведомостью может стоять страх подвергнуться буллингу (травле), стать одиноким и лишиться поддержки и т.п. Обсудить потребности, способы и возможности их реализации, либо обратиться за помощью к специалисту.

Важно, чтобы в ходе взросления у подростка формировалась адекватная самооценка, уверенность в себе и устойчивость своих позиций. Задача родителя – поддерживать и формировать позитивный образ личности своего ребенка. В таком случае подростку будет легче быть собой и противостоять негативному влиянию группы, не боясь мнения окружающих.

Тесля Зоя, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников