Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

"Я сам!" Развиваем самостоятельность у дошкольников

Мы, родители, умудряемся постоянно спешить. Нам проще самим одеть ребенка на прогулку, накормить, собрать игрушки, чем наблюдать, как он долго и неумело делает это сам. А ведь своевременное обучение рутинным бытовым операциям - очень важный аспект развития. Бытовая самостоятельность сделает ребенка более собранным, независимым, разовьет целенаправленность, позволит успешно интегрироваться в группу детского сада или развивающего центра.

Развитие самостоятельности

Вот несколько простых подсказок, как сделать обучение бытовым навыкам эффективным и приятным для вашего ребенка.

  • Сделайте так, чтобы ребенок хотел самостоятельности. Используйте при обучении высоко мотивационную деятельность! Как вы думаете, какой ребенок быстрее научится самостоятельно раздеваться перед приемом ванны, тот, кто не любит купаться, или тот, кто обожает игры с водой? А в какой ситуации ребенок охотнее начнет есть ложкой самостоятельно: когда перед ним тарелка манной каши или любимое блюдо? Ответ очевиден.
  • Создавайте ситуации, в которых ребенку придётся проявить инициативу и попытаться выполнить действие самостоятельно!!! Может быть, он до сих пор не делает это сам, поскольку ему не давали такой возможности. Он привык, что за него все сделают взрослые. Все что от него требовалось до сих пор, это поднять подбородок, чтобы завязали шапку,  или открыть рот, чтобы почистили зубы.
  • Убедитесь, что ставите перед ребенком посильную задачу.  Например, если вы задумали научить ребенка застегивать пуговицы на рубашке, проанализируйте - достаточно ли развита его тонкая моторика и пространственное восприятие для успешного самостоятельного выполнения этой сложной операции. И, только убедившись, что "базовые умения" сформированы, приступайте к работе.
  • Расставьте приоритеты и определитесь с конкретной задачей: над каким навыком вы будете работать? Что для ребенка сейчас важнее: возможность самостоятельно надеть ботинки или умение завязать на них шнурки бантиком? Если учите надевать ботинки, то в начале лучше использовать обувь на "липучке". Упростите процесс обучения, адаптируйте материалы и среду под возможности и уровень развития ребенка. Вы сэкономите кучу времени и нервов!
  • Подумайте, сколько времени надо будет "заложить" на самостоятельное выполнение малышом определенной бытовой операции. Следите за темпом деятельности, не допускайте излишней спешки или медлительности. Если ребенок слишком быстро пытается выполнить операцию, то может делать это формально, неаккуратно. Например, вытирать руки, не снимая полотенца с вешалки, несколько раз проведя по нему тыльной стороной ладоней. Медленный темп характерен для "мечтателей", которые они не концентрируют внимание на текущей деятельности, витают в облаках, могут замереть на полдороги. Такие дети принимают помощь взрослых с охотой. Задача родных - замотивировать ребенка долгожданной прогулкой или вкусным угощением. Тогда и вам будет легко регулировать темп деятельности.
  • Постепенно усложняйте  и расширяйте сформированный навык! Научили обуваться в кроссовки на липучках, попробуйте обувь на молнии, а затем на шнурках.
  • Продумайте процесс обучения. Попробуйте сначала сами выполнить все действие от начала до конца. Разделите мысленно деятельность на отдельные операции, обратите внимание на постановку рук, расположение предметов. Это поможет в дальнейшем грамотно оказывать помощь.
  • При возникновении трудностей не кидайтесь сразу выполнить задание за ребенка, а используйте подсказки!Подсказывайте, показывайте! Выбирайте тот вид подсказки, который будет максимально эффективным в конкретной ситуации. Например, если вы обучаете ребенка самостоятельно одеваться, то разумно использовать позиционную подсказку. Т.е. расположить стопку одежды на стуле в логической последовательности: сверху майка, затем рубашка и так далее.
  • Не увлекайтесь подсказками в виде пошаговых инструкций. Если ребенок недостаточно мотивирован и инициативен, то легко станет зависимым от внешнего планирования. Не будет стараться запомнить последовательность операций, а будет ждать вашей инструкции. Обратите внимание, что объем помощи необходимо постепенно уменьшать!
  • Запаситесь терпением и хвалите! Самое главное - позитивный настрой, спокойствие и доброжелательность.

Желаем успеха!!!

Яльцева Антонина, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников