Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×

Диагнозы МКБ

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) раздел V (F00 – F99) называется "Психические расстройства и расстройства поведения". Конечно, далеко не все перечисленные в этом разделе заболевания встречаются в детском и подростковом возрасте. Давайте попробуем разобраться, что могут означать конкретные сочетания букв и цифр.
Обратите внимание, что в данном информационном разделе приведена самая общая информация о психических расстройствах. Часто родители сталкиваются со сходными проявлениями, описанными в разных разделах. Не пытайтесь подобрать "подходящий диагноз" для своего ребенка. Для точной диагностики необходимо комплексное обследование и консультация врача.
F09 – F09 Органические психические расстройства
В основе нарушений, отнесённых к этому разделу, в большинстве случаев лежат повреждения центральной нервной системы, приводящие к сбою нормальной работы головного мозга. Такие нарушения могут быть внутриутробными (до рождения ребёнка) и прижизненными (в результате полученных травм, перенесенных инфекционных заболеваний и интоксикаций).
F20 – F29 Расстройства шизофренического спектра

Шизофрения – сложное психическое расстройство, при котором выявляются нарушения мышления, особенности восприятия окружающего мира, эмоциональные и волевые расстройства, трудности поведения. Для постановки диагноза крайне важно наблюдение за ребенком в динамике, т.к. одним из существенных критериев диагноза является прогредиентность течения заболевания (постоянное нарастание симптоматики, болезнь как процесс). Для шизофрении характерно изменение всех сфер психической жизни ребенка. Особенно сильно нарушаются мышление и эмоциональная сфера, наблюдаются существенные изменения поведения и отношения к окружающему миру. Часто отмечается «крутой перелом» в поведении (робкая девочка начинает одна бродить ночью по городу или внимательный и чуткий мальчик начинает издеваться над ранее любимой бабушкой), снижение воли (ребенок утром не встает, перестает ходить в школу, соблюдать гигиенические требования и ухаживать за собой) и изменения эмоций (ребенок становится холодным, равнодушным ко всему). Диагноз, как правило, ставится также при наличии следующих симптомов: нарушений мышления («разорванность и бессвязность» мыслей, паралогичные высказывания, «чужие» мысли, особые фантазии и страхи – ворсинок ковра, тюльпанов, воды…), специфических психомоторных нарушений (внезапное возбуждение или застывание, отказ от движения и речи), а также изменений поведения (отказ от общения и прежних интересов, погруженность в себя), трудностей в обучении, связанных с непродуктивностью ребенка или подростка. У детей наличие галлюцинаций и бреда является не обязательным.

Дети с расстройствами шизофренического спектра могут быть в школе объектами буллинга.

F30 – F39 Аффективные расстройства (расстройства настроения)

Эта рубрика включает в себя:

  • Маниакальные расстройства – избыточно повышенное настроение с возбуждением, нарушением сна и снижением продуктивности в учебе.
  • Депрессивные расстройства, характеризующиеся: 1) сниженным настроением (с негативной оценкой прошлого и пессимистическими представлениями о будущем, нередко суицидальными тенденциями - мысли, высказывания, попытки), 2) особенностями, чаще в виде замедления моторики (печальное выражение лица, тихий голос, медленная речь, односложные ответы), 3) замедление процессов мышления (жалобы на «пустую» голову, «медленное течение мыслей», отвлекаемость, невозможность сосредоточиться, плохую память) что у школьников всегда приводит к падению успеваемости. Детская депрессия, в отличие от взрослой, может сопровождаться страхами. Особенностями депрессии у подростков являются «депрессивные маски»: 1) соматическая – часто проявляется как соматическое расстройство с нарушением сна, аппетита, периодическими запорами, нарушениями менструального цикла, колебаниями артериального давления, головной болью и головокружениями (часто при таких жалобах врачи неврологи ставят диагноз «вегетососудистая дистония»); 2) психопатоподобная – проявляется в форме нарушений поведения (самопорезы, уходы из дома, злоупотребление алкоголем и наркотиками, промискуитет, протесты, агрессия).
  • Биполярные расстройства – состояния, при которых периоды избыточно повышенного настроения чередуются с периодами сниженного настроения.
F40 – F49 Невротические и психосоматические расстройства

Причинами развития неврозов и психосоматических заболеваний у детей становятся психические травмы, как однократные, так и продолжительные по времени. Психическое напряжение может привести к болезням внутренних органов (язвенная болезнь, бронхиальная астма, нейродермит и пр.), нарушениям вегетативной системы (головные боли, нарушения сна, дрожание пальцев рук). Дети чувствуют усталость, дискомфорт, постоянное состояние тревоги. Возникновение неврозов связано с критическими периодами развития детской психики, поэтому достаточно часто неврозы появляются в возрасте 3-5 и 12-15 лет, но возможно проявление и в другие периоды, например на фоне стресса.

К этой группе относятся разнообразные фобии (страхи), панические атаки, навязчивые мысли или действия, а также реакции на перенесенные тяжелые переживания (смерть близких, насилие, развод родителей, отказ от ребенка с помещением его в детский дом). Кроме того, в эту группу входят так называемые соматоформные расстройства, когда психические нарушения проявляются как другие (соматические) заболевания – разнообразные боли, головокружения, желудочно-кишечные расстройства.

F50 – F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Нарушения пищевого поведения, такие как анорексия (отказ от приема пищи) и булимия (избыточная еда с последующим вызыванием рвоты или употреблением слабительных средств), свойственны преимущественно гиперсоциальным и успешным подросткам из-за возникающей (по различным причинам) заниженной самооценки и негативного отношения к собственной внешности. Имея искажённое представление о собственном теле, размере и формах, осознанно отказываясь от еды, увеличивая физическую нагрузку (например, отказываясь от лифта и поднимаясь пешком на 16 этаж), используя слабительные или мочегонные, подросток «доводит» себя до истощения, дистрофии и смерти от желудочного кровотечения или иных причин. Расстройства пищевого поведения опасны для жизни и здоровья ребёнка, особенно учитывая, что подростки могут в течение длительного времени скрывать свое поведение от родителей и не видят проблемы в своем отказе от еды.
F70 – F79 Умственная отсталость

Умственная отсталость – это расстройство, при котором у ребёнка наблюдается равномерное отставание (недоразвитие) всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, моторики, речи. В зависимости от степени умственной отсталости (легкая, средняя, тяжёлая, глубокая) ребёнок может говорить, осваивать те или иные бытовые и социальные навыки, лучше или хуже понимать речь окружающих.

Очень важно знать и понимать, что жизнь ребёнка (подростка) с умственной отсталостью и его семьи становится значительно комфортнее в том случае, если обучение и воспитание соответствуют потребностям и возможностям самого ребёнка.

F80 – F89 Расстройства психологического развития
F80 – F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
G40 - Эпилепсия
Почему эпилепсия оказывается в поле зрения психиатра? Эпилепсия – прежде всего неврологическое расстройство. Противосудорожное лечение, режим и питание подбирает врач-эпилептолог. Однако помимо приступов (судорог) эпилепсия проявляется и специфическими нарушениями поведения, настроения, интеллекта, расстройствами личности. Именно эти личностные, эмоциональные, когнитивные и поведенческие расстройства (снижение настроения с оттенком злобности и гневливости, вязкость и «застревание» на мелочах, взрывчатость с агрессией и разрушительными действиями, снижение памяти и скорости мыслительных процессов) ухудшают познавательные возможности, школьную успеваемость и способность к социальной адаптации детей с эпилепсией.