Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Деятельность и услуги

Проблема аутизма

В настоящее время проблема аутизма стала всё чаще освещаться в обществе. Появляются новые сериалы и фильмы на эту тему, публикуется множество постов в социальных сетях, проводятся масштабные конференции. Тем не менее, детям с аутизмом и их родителям по-прежнему приходится сталкиваться с непониманием со стороны окружающих.

Что такое аутизм?

Под этим термином чаще всего подразумевается состояние, характеризующееся спецификой социального взаимодействия, трудностями коммуникации, стереотипным (повторяющимся) поведением и интересами. В настоящее время в публикациях также можно встретить понятие "расстройства аутистического спектра" (РАС), объединяющее в одну группу нарушения развития, для которых свойственны вышеупомянутые особенности.

Первые признаки РАС обычно можно заметить уже в раннем детстве. Сегодня исследователи во всём мире занимаются разработкой новых методов ранней диагностики.

Проблема детского аутизма интересует многих учёных. Ещё в 1925 выдающийся советский психиатр Груня Ефимовна Сухарева в своей статье описала шесть аутичных детей.

В 1930-х годах австрийские специалисты, терапевт Георг Франкл и психолог Анни Вейсс, также написали ряд статей о ребятах с аутистическими чертами.

В 1943 году описание аутизма опубликовал австрийский и американский психиатр Лео Каннер, а в 1944 году – другой австрийский врач Ганс Аспергер.

Обсуждение проблемы аутизма в мире ведётся очень активно. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире примерно каждый 160-й ребёнок рождается с аутизмом.

Проблема аутизма в России приковала к себе внимание специалистов примерно в конце 60-х годов прошлого века. С тех пор взгляды на расстройство, а также методы диагностики и коррекции претерпели существенные изменения.

Проблемой аутизма активно занимаются врачи-психиатры. Кроме того, для помощи детям разрабатываются и используются многочисленные методы, техники и программы: ABA-терапия, Денверская модель раннего вмешательства, TEACCH, сенсорная интеграция, PECS, Floortime, логопедическая, дефектологическая, нейропсихологическая коррекция, арт-терапия, адаптивная физическая культура. Ученые, в свою очередь, стараются научно обосновать эффективность этих методов.

Проблемы детей с аутизмом и их семей

  1. Мифы об аутизме и расстройстве аутистического спектра в обществе. Нередко можно услышать или встретить в СМИ высказывания о том, что "люди с аутизмом не испытывают никаких эмоций и не способны понять, что чувствуют другие люди", "они легко могут складывать в уме многозначные числа", "аутизм всегда сопровождается снижением интеллекта". Распространение таких мифов приводит к стигматизации, то есть, "навешиванию ярлыков" на людей с РАС. Нельзя забывать о том, что все мы разные. Верным решением будет не приписывать человеку те или иные черты, основываясь лишь на слухах и мифах, а сделать шаг навстречу, чтобы поближе познакомиться с человеком и узнать, какой он на самом деле.
  2. Недостаточная компетентность и отсутствие корректного информирования. Проблема аутизма в современном обществе обсуждается всё чаще. Тем не менее, существует множество нерешённых вопросов. Например, школьные учителя, работающие с нейротипичными детьми, зачастую оказываются не готовы к появлению в классе ребёнка с РАС. Они могут счесть особенности его поведения за невоспитанность и желание привлечь к себе внимание. Кроме того, могут не знать о том, как помочь аутичному ребёнку справиться с сенсорной перегрузкой. А пытаясь самостоятельно найти в общедоступных источниках информацию о том, как помочь ребенку с РАС, часто сталкиваются с недостоверными либо давно утратившими свою актуальность сведениями. Даже опытные специалисты не всегда владеют всей информацией о данном заболевании, поэтому особую важность имеет комплексный подход и учёт нескольких мнений.
  3. Непонимание и неприятие со стороны общества. С этой проблемой довольно часто приходится сталкиваться. На улице, в общественном транспорте, в очередях некоторые отпускают едкие комментарии о том, что следует "правильно воспитывать ребёнка", "сидеть дома", либо дают непрошенные советы. Это негативно влияет на психологическое состояние детей, их родных и близких.
  4. Травля сверстниками, учителями, воспитателями. Некоторые "особенные" дети подвергаются травле из-за своего диагноза или особенностей поведения. Например, наличия аутостимуляций, т.е. повторяющихся действий, направленных на получение ощущений, с целью приобретения приятного сенсорного опыта, отвлечения внимания от стрессогенного воздействия, снижения уровня эмоционального напряжения. Аутостимуляции могут проявляться в виде подергивания ногой или рукой, многократного повторения фразы или слова, почесываний и других действий. Такие проявления могут кому-то показаться необычными, стать причиной насмешек и обсуждений. Это приводит к повышению уровня стресса у человека и последующему снижению качества его жизни.
  5. Сложности, вызванные сенсорными особенностями. Известно, что многие дети с РАС особым образом реагируют на разные сенсорные стимулы. Им могут очень нравиться определённые ощущения, а другие ощущения – казаться непереносимыми. К примеру, одному ребёнку требуется надевать шумоподавляющие наушники в местах, где звуки кажутся ему слишком громкими. У другого же имеется пищевая избирательность (ест строго определённый набор продуктов, например: только белые продукты, жидкую пищу, сладкое, макароны или печенье одной марки, картофель-фри из ресторана быстрого питания и иногда – куриные котлеты). Такой ребёнок может отказываться от еды в образовательных учреждениях, таких как школа или детский сад. Более того, сильное сужение рациона питания способно спровоцировать возникновение проблем со здоровьем.  
  6. Повышенная чувствительность к изменениям. Людям с такого рода заболеванием для более комфортного существования необходима в жизни чёткая структура. Это снижает их тревогу и помогает ориентироваться в происходящем. Они могут привыкнуть к определённому маршруту, режиму дня, не отдавать любимую игрушку, не хотеть снимать понравившуюся футболку и каждый день по дороге домой заходить в один и тот же магазин. Поэтому они часто крайне болезненно реагируют на любые изменения в привычном жизненном укладе.
  7. Трудности в социальных ситуациях. У аутизма есть множество различных проявлений. И не для всех обычных людей они понятны. С этим связано множество конфликтов и проблем. К примеру, у некоторых ребят очень быстро наступает сенсорная перегрузка. Это случается в шумной толпе, школе, на концерте, в транспорте, в магазине. Для большинства людей это нормальная ситуация, но для некоторых детей с РАС это серьезный стресс, реакция на который может быть самая разнообразная. Также им бывает сложно попросить помощи у другого человека в ситуации, когда это необходимо. Они часто не обращают внимания на социальные сигналы, которые "нормальные" люди считывают автоматически.

Стоит отметить, что с вышеупомянутыми проблемами сталкиваются не только дети, но и взрослые с диагнозом аутизмом. Сложности, возникающие у аутичных детей, тесно взаимосвязаны.

Информация о проблеме аутизма

В целом можно сказать, что проблема аутизма очень многогранна. Каждому ребенку с РАС присущи индивидуальные особенности. На некоторые запахи, звуки или другие стимулы он может реагировать особым образом (они могут казаться ему слишком сильными, либо слабыми, приятными или неприятными). Он может преуспевать в одной сфере и испытывать трудности в другой. К примеру, одному легко даётся решение математических и конструктивных заданий, а вот выполнение бытовых обязанностей, связанных с самообслуживанием, вызывает затруднения. Другому относительно легко выполнять бытовые задачи, но использовать речь для коммуникации сложно.

Общество далеко не всегда принимает "особенных" людей. Их могут бояться, высмеивать, "навешивать ярлыки", что обусловлено в первую очередь недостатком актуальной информации.

В Научно-практическом центре психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ действует программа "Антистигма", направленная на борьбу со стигматизацией детей и подростков с ментальными особенностями здоровья. Одна из задач программы –просвещение, то есть формирование у населения положительных установок к психологической помощи, расширение кругозора в сфере психологических знаний и психического здоровья.

В Центре им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ проводятся различные лекции о психическом здоровье, живые библиотеки, в которых участвуют подростки и молодые люди с психическими расстройствами, бесплатные консультации семейных и медицинских психологов, психотерапевтов.

Другое важное направление – реабилитация, обучение новым навыкам. Специалисты создают все условия для дальнейшего использования этих навыков в повседневной жизни, успешной социализации и адаптации после госпитализации. В первую очередь это обеспечивается вовлечением в занятия родителей.

В Центре проходят арт-мастерские, семейные фестивали, летний и зимний бал для пациентов подростковых отделений.

С 2018 года на базе Центра им. Г.Е Сухаревой ДЗМ активно работает волонтерский центр. Добровольцы проводят с детьми, находящимися на лечении и реабилитации творческие занятия и мастер-классы. К команде волонтёров можно присоединиться, начиная с 16 лет (при наличии разрешения родителей и специалистов).

Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ приглашает вас стать участником проекта "Антистигма" и поспособствовать повышению уровня знаний в обществе о проблеме аутизма, заняться волонтёрской деятельностью, распространить информационные листовки и брошюры, организовать лекции специалистов о психическом здоровье, разместить посты в социальных сетях с хештегами #антистигма, #центрсухаревой.

Надежда Стыцюк, медицинский психолог Отделения реабилитации, адаптации, социализации Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ