Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ПОДДЕРЖКА (ДОВЕРИЕ)+7(495)960-34-62
×

Деятельность и услуги

Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) у детей

Само определение "посттравматическое стрессовое расстройство" (ПТСР) появилось в обиходе примерно в 1980 году, когда психиатры и психологи, которые занимались проблемами психического и психологического здоровья американских ветеранов Вьетнамской войны, стали отмечать у тех схожие симптомы: перемену настроения, повышенную возбудимость, эмоциональное обеднение (утрата яркости чувств, равнодушие к окружающим), ощущение "опустошенности".

Более поздние исследования показали, что всё перечисленное в той или иной форме может проявляться у людей всех возрастов, переживших сильную стрессовую ситуацию.

Посттравматическое стрессовое расстройствоПТСР у детей и подростков

По своей сути посттравматическое стрессовое расстройство у детей– не что иное, как отсроченная реакция на травму, которая развивается по окончании действия причины этой травмы.

ПТСР подвержены дети и подростки, пережившие или ставшие свидетелями бедствия, катастрофы, насилия, а также перенесшие тяжелые заболевания, связанные с прохождением большого объема медицинских вмешательств.

Одними из самых распространенных и тяжелых психотравмирующих событий для детей в большинстве случаев являются эпизоды домашнего насилия. 

Посттравматическое стрессовое расстройство. Симптомы 

Важно знать, что ПТСР может проявляться у разных людей совершенно по-разному, даже в случае воздействия одного и того же травмирующего фактора.

Часто установление диагноза ПТСР у детей и подростков крайне затруднительно ввиду особенностей нервной системы и психики в целом. Близкое окружение ребенка должно насторожиться, заметив какие-либо симптомы из этих 3 групп:

1. Повторное переживание.

У малышей чаще всего можно наблюдать: беспокойный сон, ночные кошмары. Появляются многочисленные страхи. Изменяется характер игр, игры приобретают агрессивный или разрушительный характер. В рисунках, рассказах, творчестве дети вновь и вновь воспроизводят сюжет психотравмирующей ситуации. 

Подростки могут открыто заявлять о панических атаках – преходящих, самопроизвольно возникающих состояниях с внезапно накрывающим чувством страха и тревоги. Паническая атака зачастую сопровождается сердцебиением, учащением дыхания, головокружением, снижением реакции на внешние раздражители и невозможностью контролировать наступление/прекращение этого состояния самостоятельно.

Возникают "флешбеки" – ощущения, что травмирующий опыт переживается вновь. 

В отдельных случаях ситуация повторного переживания настолько сильна, что может сопровождаться возникновением так называемых психопродуктивных симптомов – иллюзий и галлюцинаций.

2. Избегание.

Избегание и страх событий, мест, предметов и явлений, напрямую связанных с травмой, или напоминающих о ней – так называемых "триггеров". Триггером может стать что угодно – слово, звук, запах, изображение, нахождение в определенном пространстве, прикосновение.

Такие проявления могут быть невероятно устойчивыми и сохраняться на протяжении длительного времени. 

У малышей избегание способно выражаться в утрате прежних умений и навыков. Ребенок может перестать пользоваться туалетом, "позабыть" ранее знакомые слова, стать более замкнутым и плаксивым.

Школьники часто демонстрируют снижение успеваемости, потерю прежних интересов, нежелание общаться с другими людьми, неспособность вспомнить детали стрессовой ситуации. Подросток может внешне казаться бесчувственным и равнодушным.

3. Повышенная возбудимость.

Как правило, проявляется в расстройствах сна, нарастающем нервном напряжении, раздражительности, конфликтности, которая может вылиться в агрессивные и импульсивными поступки. 

Часто к психическим симптомам присоединяются признаки соматических и неврологических расстройств. Может нарушаться работа сердца, желудочно-кишечного тракта, возникать головные боли, энурез (недержание мочи), тремор, тики; ухудшается память и внимания; нарастает утомляемость.

Как мы видим, ПТСР у детей и подростков может проявляться на всех уровнях: психическом, неврологическом, соматическом, потому требует не только комплексного подхода в терапии, но и длительной реабилитации, включающей в себя немедикаментозные и медикаментозные (лекарственные) методы воздействия. Важно отметить, что без своевременного вмешательства описанные нарушения имеют большой шанс стать хроническими, существенно нарушать социальную адаптацию, приводить к появлению вторичной депрессии, обсессивно – компульсивного расстройства (ОКР), фобий, а также грубых изменений поведения со склонностью к возникновению зависимостей и саморазрушающих действий, вплоть до суицида. 

Посттравматическое стрессовое расстройство у детей. Диагностика и лечение

Своевременно диагностировать ПТСР у детей может врач-психиатр, основываясь на жалобах, сведениях анамнеза (истории жизни ребенка), а также данных обследования психологом. В ряде случаев, при наличии выраженной соматической симптоматики назначаются дополнительные обследования у других специалистов (невролог, кардиолог, гастроэнтеролог и др.). 

Основным методом лечения ПТСР является психотерапия. Наилучших результатов можно достичь при включении в психотерапевтическую работу не только самого ребенка, но и членов его семьи. Усилия психолога или психотерапевта направлены на стабилизацию психического состояния, восстановление социального функционирования, выработку навыков преодоления проблем поведения и эмоционального реагирования. Высокую эффективность доказали занятия в группах поддержки, где дети и подростки делятся своими эмоциональными переживаниями, анализируют собственный опыт и пути выхода из травмирующей ситуации. 

С детьми младшего возраста психотерапевтическая работа строится на основе методик игровой терапии. Специалист использует игрушки, наглядные схемы и пособия.

Для более старших ребят общемировым золотым стандартом является когнитивно-поведенческая психотерапия.

Цели терапии:

  • коррекция нежелательных эмоциональных и поведенческих реакций;
  • помощь родителям, обучение их навыкам понимания и поддержки детей;
  • создания эффективной связи "родитель – ребенок";
  • выявление и решение проблем взаимодействия между членами семьи. 

Во многих случаях, помимо психотерапии, состояние ребенка требует назначения лекарственных препаратов. Для нормализации фона настроения используются антидепрессанты. В целях снижения тревоги, устранения бессонницы назначаются анксиолитики и снотворные средства. Ряд состояний нуждается в применении препаратов из групп нейролептиков и ноотропов. Важно понимать, что любые лекарственные назначения осуществляются под строгим врачебным контролем. Для этого необходимо проведение ряда лабораторно – инструментальных обследований, перечень которых определяет врач. 

Эффективность терапии напрямую зависит от своевременности: чем раньше после возникновения психотравмы начато лечение, тем более благоприятным будет прогноз.

Кондратьева Римма, врач-психиатр Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ