Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Деятельность и услуги

Диагностика суицидальных тенденций

Статистика суицидов

Самоубийство (суицид) явление сложное и неоднозначное, границы которого довольно сложно провести. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно кончают жизнь самоубийством более 800 тыс. человек (частота самоубийств составляет 10,5 на 100 тыс. населения, 15,0 для мужчин и 8,0 для женщин), однако большинство специалистов считают эту цифру сильно заниженной. Согласно существующим данным на каждого человека, совершившего самоубийство, приходится 20 суицидальных попыток. Суицидальные попытки остаются важнейшим фактором риска совершения самоубийства в дальнейшем. Самоубийства совершаются людьми на протяжении всей жизни, однако, в возрасте от 15 до 29 лет они становятся второй по значимости причиной насильственной смерти, уступая только гибели в автодорожных происшествиях. Мужчины совершают самоубийство достоверно чаще, чем женщины (1,6:1), однако для суицидальных попыток ситуация обратная.

Суицид

Суицид среди подростков

В подростковом возрасте значительно увеличивается школьная нагрузка. Ребенок большую часть времени находится в стенах учебного заведения, на глазах педагогов, воспитателей, психологов. Именно от них во многом зависит психологическая атмосфера в образовательной организации. Педагоги являются важнейшим звеном первичной профилактики аутоагрессивного, в том числе суицидального поведения детей и подростков. Именно они могут первыми заметить изменения, которые начинают происходить  в поведении ребенка. От их своевременной и правильной реакции во многом зависит дальнейшее развитие событий.

По мнению ведущих специалистов, суицидальное поведение – это процесс, который чаще всего протекает в несколько этапов:

  • антивитальные переживания;
  • пассивные суицидальные мысли;
  • активные суицидальные мысли;
  • суицидальные намерения, разработка плана;
  • поиск и подготовка средств для его осуществления;
  • суицидальные попытки;
  • завершенный суицид.

Под влиянием острых или длительных психотравмирующих ситуаций, у человека возникают антивитальные переживания ("жизнь не имеет смысла", "ничего хорошего уже не будет", "я не нужен никому", "не жизнь, а существование" и т.п.).

Затем могут формироваться пассивные суицидальные мысли ("хорошо бы, если бы сбила машина", "если бы уснуть и не проснуться").

На следующем этапе начинают формироваться активные суицидальные мысли: человек интересуется способами самоубийства, обдумывает более подходящий для себя, принимает решение о совершении суицида.

Далее происходит более детальная разработка плана – выбирается место, время, конкретный способ, могут предприниматься действия, чтобы попытке никто не помешал.

Далее может следовать непосредственная суицидальная попытка, которая в случае "неудачи" может быть неоднократной.

Психофизиология  детского и подросткового возраста обуславливают особенности суицидального поведения в этот период. Общая незрелость эмоционально-личностной сферы, несформированность жизненных целей, временной перспективы, самосознания, представлений о смерти как о конечном событии, отсутствие понимания необратимости своих действий и другие нормативные особенности, делают подростков более уязвимыми к суицидальным проявлениям.

Подростковый суицид: протест или отчаяние

Суицид среди подростков может иметь различный психологический подтекст и выступать как:

  1. способ избежать трудностей или справиться с безвыходной с точки зрения ребенка ситуацией;
  2. месть: "вы еще об этом пожалеете";
  3. способ получить внимание и помощь близких, удовлетворить некоторые потребности, о которых по каким-то причинам нельзя говорить, то есть быть специфическим способом коммуникации;
  4. акт протеста против чего-то или кого-то.

Переживания подростка могут недооцениваться с высоты опыта взрослых, расцениваться как несерьезные, "детские". Для ребенка же значимость этих переживаний может быть очень высока, они зачастую приравниваются к "концу света".

Подростки не всегда могут адекватно оценить последствия самоповреждающего поведения, из-за этого несуицидальное самоповреждение часто приводит к смерти и выглядит как суицид. Аутоагрессия в этом возрасте может стать опасной для жизни и здоровья и все это из-за недопонимания потенциальной летальности.

Подростковый суицид часто идет рука об руку с некоторыми видами девиантного (отклоняющегося)  поведения – прогулами занятий, употреблением алкоголя или наркотиков, побегами из дома, правонарушениями;

Подросткам часто свойственны повышенная восприимчивость, внушаемость, импульсивность в принятии решений, что часто приводит к некритичному копированию поведения, модного в субкультурах, в интернете, среди кумиров. Тема смерти, суицида часто романтизируется и идеализируется в подростковой культуре.

Наиболее частый механизм суицидального поведения в подростковом возрасте – аффективный.

Причины самоубийств: факторы риска

Суицидальные мысли представляют собой довольно частые переживания, которые встречаются у ребят подросткового возраста. Подавляющее большинство из них, к счастью, никогда не переходят к суицидальному поведению. Какие существуют факторы, повышающие степень суицидального риска? На что нужно направить внимание специалистов и близких людей, чтобы помочь подростку и предотвратить самоубийство?

Следует обратить внимание, что чем больше факторов риска, тем больше вероятность появления у человека суицидального поведения. С другой стороны, их отсутствие совсем не означает, что подросток не сможет свести счеты с жизнью.

Личностные

  • Наличие попыток самоубийства в личной истории в прошлом. Чем больше было попыток, чем серьезнее они были, чем менее открыто и демонстративно было суицидальное поведение в прошлом, тем выше риск;
  • Импульсивность, эмоциональная нестабильность, неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;
  • Восприятие суицида как единственного способа избавления от физических и душевных страданий, безнадежность;
  • Коммуникативные трудности или низкий уровень развития коммуникативных навыков, отсутствие или ограниченное количество социальных контактов, обеспечивающих поддержку;
  • Психическое заболевание, например, депрессия, биполярное расстройство, шизофрения, пограничное расстройство личности  др.
  • Злоупотребление психоактивными веществами (алкоголь и наркотики);
  • Асоциальное поведение;
  • Несуицидальные самоповреждения, чаще всего порезы, ожоги, царапины;
  • Повышенные требования к себе, перфекционизм;
  • Пониженная самооценка, чувство своей несостоятельности, неспособности оправдать чьи-то ожидания, которые могут скрываться за маской надменности, отвержения норм и правил, провоцирующего поведения;
  • Перенапряжение, усталость, астенизация;
  • Чувство беспомощности и отчаяния перед жизнью и будущим, безнадежность;
  • Высокий уровень импульсивности, низкая толерантность к фрустрации;
  • Трудности идентичности, связанные с сексуальной ориентацией и/или половой принадлежностью;
  • Опыт переживания физического, в том числе сексуального, насилия в прошлом;
  • Опыт переживания жестокого обращения и психологического насилия в прошлом.

Семейные

  • Психические заболевания в семье;
  • Завершенные самоубийства или суицидальные попытки в семье;
  • Алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;
  • Конфликтная обстановка в семье;
  • Социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и, как следствие, недостаточная интеграция ребенка в социум;
  • Жестокое обращение и насилие в семье;
  • Ригидность семьи, жесткое следование установленным нормам;
  • Семья с высоким уровнем требований и перфекционизмом, высокий запрос родителей по отношению к учебе и поведению;
  • Недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, недооценка эмоционального неблагополучия ребенка;
  • Семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов ("не выносить сор из избы"), в том числе психического неблагополучия.

Социальные

  • Потеря или отсутствие социальной сети поддержки, социальное одиночество, отгороженность;
  • Потеря (утрата) родных и близких;
  • Проблемы с друзьями или в романтических отношениях;
  • Травля (буллинг) со стороны сверстников;
  • Наличие в истории жизни травматических ситуаций. На фоне новых сильных стрессов может произойти ретравматизация, реактивация чувства отчаяния, покинутости и беспомощности;
  • Утрата социального статуса (неудачная сдача экзаменов, невозможность поступить в желаемую школу/ВУЗ и т.п.)

Факторы риска специфичные для школьной среды:

  • Преследование, травля (буллинг, кибербуллинг);
  • Чувство отвергнутости, стигматизация в связи с отличиями (физическими, по половой идентичности, по национальному признаку);
  • Высокие учебные требования;
  • Стигматизация ученика после суицидальной попытки. Непонимание, тревога, отвержение у педагогов на фоне суицидального поведения подростка. Замалчивание ситуации педагогами и школьниками, вызванное страхом снова спровоцировать суицидальное поведение.

Профилактика суицида среди подростков. Защитные факторы

Наличие факторов риска уравновешивается так называемыми защитными факторами. Чем больше защитных факторов присутствует в ситуации человека, тем ниже риск суицидального поведения. С другой стороны, наличие защитных факторов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.

Среди защитных факторов выделяют:

Личностные

  • Хороший уровень развития социальных и коммуникативных навыков;
  • Высокий уровень жизнестойкости и совладания со стрессом;
  • Экстравертированность (в понимании поиска внешних советов и помощи при возникновении трудностей);
  • Восприимчивость к опыту других людей с похожими проблемами, использование наработанных стратегий их решения;
  • Стабильный высокий уровень самооценки, доверие к самому себе;
  • Позитивные ценностные ориентации, такие как уважение, солидарность, сотрудничество, справедливость и дружба;
  • Ощущение поддержки и любви со стороны окружающих.

Семейные

Семейная поддержка, характеризующаяся высокой сплоченностью и гибкостью семьи.

Социальные

Развитая сеть социальной поддержки:

  • Хорошие отношения с учителями, сверстниками и значимыми людьми;
  • Хорошая коммуникация с родными, учителями, сверстниками или значимым человеком;
  • Доверие, которое позволяет обсуждать сложные темы хотя бы с одним человеком (родственник, учитель, воспитатель, друг);
  • Чувство, что тебя слышит и принимает с уважением и чуткостью, без осуждения, как минимум один значимый человек;
  • Друзья (один из самых эффективных защитных факторов в профилактике суицидального поведения).

Защитные факторы, специфичные для образовательной среды

  • Доступность экстренной и кризисной поддержки, помощи;
  • Информирование учащихся о том, как найти помощь среди взрослых, к кому и как обращаться, если это необходимо;
  • Наличие протокола действий участников образовательного процесса для случаев суицидального поведения, который должен включать в себя стратегии профилактики, работы с текущим суицидальным поведением и работы с последствиями суицидального поведения;
  • Профилактические психологические и педагогические программы, способствующие формированию нулевой толерантности к травле;
  • Обучающие курсы для развития коммуникации между преподавателями и подростками в ситуациях с возможным суицидальным риском;
  • Информирование учеников о серьезности проблемы травли, личной и юридической ответственности за такое поведение;
  • Разрешение проявлений горевания в случае, если в образовательной организации произошла смерть от суицида, отсутствие попыток скрыть произошедшее, помощь и психологическая поддержка участников;
  • Создание сети школьной поддержки, выделение специалиста, специально обученного по теме работы с суицидальным поведением, "поддерживающей фигуры", к которому может обратиться каждый в любой момент, если выявляется возможный суицидальный риск;
  • Обучение воспитателей и персонала школы;
  • Сотрудничество образовательной организации с психолого-педагогической службой города, организация профилактических мероприятий;
  • Наличие информации для педагогов и учащихся, основанной на научных данных (методички, брошюры, литература, веб-ресурсы).

На фоне суицидальных мыслей, депрессии, душевной боли поведение людей меняется, особенно если они уже приняли роковое решение. Вовремя распознанные "тревожные сигналы" могут помочь предотвратить суицидальную попытку.

Вербальные сигналы тревоги:

  • Фразы, в которых проскальзывает нежелание жить: "скоро все закончится", "я больше не буду никому обузой", "пора выпиливаться из реальности", "надоело жить, лучше уйти", "тебе больше не придется обо мне волноваться".
  • Комментарии или высказывания негативного характера о себе или своей жизни: "я ничтожество", "эта жизнь отвратительна", "моя жизнь не имеет смысла", "вам было бы лучше без меня".
  • Комментарии или высказывания негативного характера о своем будущем: "у меня нет будущего", "ситуация никогда не станет лучше", "у моих проблем нет решения".
  • Неожиданные вербальные или письменные прощания: "хочу, чтобы ты знал, что все это время ты мне очень сильно помогал".

Невербальные сигналы тревоги:

  • Резкая смена поведения. Чаще всего это проявляется в двух аспектах:
    • значительное повышение раздражительности, несдержанности, агрессивности, неуважение к личностным границам, бессонница или проблемы со сном;
    • внезапное затишье, период спокойствия после периода сильного возбуждения. Это кажущееся спокойствие часто бывает связано с уже принятым решением о прекращении жизни.
  • Потеря интереса к школьным занятиям, которые раньше нравились, отказ от включения в какие-либо виды деятельности и группы.
  • Пассивное поведение в классе, апатия, грусть.
  • Отчуждение, что можно заметить на переменах – замкнутость, отделенность от других.
  • Несвойственное раннее употребление алкоголя и наркотиков как способа преодолеть страх смерти и совершить суицид.
  • Снижение успеваемости, снижение мотивации, необоснованные пропуски занятий, неадекватное поведение на уроке, которое несвойственно этому ребенку.
  • Раздаривание любимых и ценных личных вещей.
  • Неожиданные прощания (например, "я всегда тебя любил") с помощью любого средства связи (мессенджеры, смс, социальные сети или лично, например, неожиданные сильные объятия).
  • Закрытие аккаунтов в социальных сетях.
  • Доделывание "висящих" дел, решение вопросов, которые тянутся годами.

Выявление этих сигналов тревоги прямо связано с повышенной вероятностью совершения суицидальных действий, но, с другой стороны, отсутствие таких сигналов не означает, что человек не сможет покончить с жизнью.

Подростковый суицид практически всегда можно предотвратить! Иногда, для этого нужно совсем не много: выслушать ребенка, дать ему понять, что он нужен, обнять, просто побыть рядом. Вовремя заметить тревожные сигналы, которые могут быть отчаянным криком о помощи, поддержке и принятии.  Помните, что в некоторых случаях для предотвращения самоубийства может потребоваться обращение к врачу-психиатру и назначение медикаментозной терапии. В Клинике кризисной помощи Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ круглосуточно работают специалисты, готовые оказать профессиональную помощь даже в самой тяжелой жизненной ситуации.