Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Диагностика семейного функционирования и взаимодействия

Причинами обращения за помощью в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ являются проблемы у детей. При этом часто необходимо выяснить, что стоит за этими проблемами.

Это могут быть:

  • проблемы индивидуального уровня (связанные, прежде всего с биологическим развитием ребенка),
  • проблемы системного уровня, связанные с особенностями воспитания ребенка (часто за этими проблемами стоят особенности семейной системы или особенности родителей) или другими особенностями функционирования семейной системы (например, ее историей).

Исследование семьи пациента в интересах ребенка – нашего пациента – является важной задачей семейных психологов Центра им. Г.Е. Сухаревой.

Семейная психотерапия: начинаем с диагностики

Семейная диагностика – обязательная часть организации семейной психотерапии. Она необходима для того, чтобы специалист и семья могли вместе выделить и обсудить проблемные зоны, особенности взаимодействия и актуальные темы, наметить направления психологической коррекционной работы, смещая фокус с помощи только ребенку на психотерапевтическую поддержку всей семьи. Диагностика семейного функционирования, кроме того, способствует углублению представлений родителей и детей о собственной семье, может научить членов семьи самостоятельно замечать особенности внутрисемейного взаимодействия, позволяет непосредственно использовать материалы диагностических методик не только во время сессии с семьей, но и в качестве домашнего задания, помогает специалисту и членам семьи оценить динамику изменений.

Для проведения диагностики семейного функционирования специалист предложит ряд проверенных методик, техник и будет задавать вопросы в режиме структурированного интервью. Как часть диагностических мероприятий, членам семьи могут быть предложены творческие задания, анкеты, опросники и специальные упражнения. Методики будут подобраны с учетом возраста, состояния здоровья детей и состава семьи.

Специалисты выделяют методики, направленные на:

1. Обследование семьи в целом или семьи, как системы

А) методики, ориентированные преимущественно на исследование структуры семейной системы;

Б) методики, ориентированные преимущественно на исследование семейных отношений;

  • исследование внутрисемейных отношений в целом;
  • исследование детско-родительских отношений;
  • исследование супружеских отношений;
  • исследование отношений между детьми.

В) методики, ориентированные на изучение семейной истории.

2. Определение индивидуальной позиции в семейной системе, т.е. "Я в мире семьи".

Немаловажную роль в эффективной психологической семейной диагностике играет выбор соответствующей задачам методики. В связи с обращением по поводу ребенка семейные психологи Центра им. Г.Е. Сухаревой особенно внимательно относятся к диагностике именно детско-родительских отношений. Условно пути исследования детско-родительских отношений можно разделить на:

1) методики, предназначенные для детей;

2) методики, предназначенные для родителей;

3) некоторые из методик, например, "Анализ взаимодействия в семье" имеют зеркальные формы и могут быть использованы как родителями, так и детьми;

4) интерактивные методики, направленные на исследование детско-родительских отношений непосредственно в процессе сессии.

На сегодняшний день в семейной диагностике, включая диагностику детско-родительских отношений, используются объективные тесты, стандартизированные самоотчеты (например, биографические и анамнестические) и проективные методики (например, социограмма, родительское сочинение, рисунок семьи, неоконченные предложения, цветовой тест отношений Эткинда, любая игровая деятельность в организованных условиях). При обследовании семьи и детско-родительских отношений, в частности, также широко используются методы наблюдения и экспертной оценки взаимодействия членов семьи в ситуации эксперимента, например, при выполнении совместного задания – создании совместного рисунка, соломенной башни или дискуссии на определенную тему.

У метода наблюдения есть несколько преимуществ, как для семьи, так и для психолога:

  • Естественность, так как позиция наблюдателя значительно ближе природе человека, чем позиция тестирующего. Комфортно чувствующий себя психолог и выводы делает более адекватные.
  • Экологичность. Далеко не все методы могут "похвастаться" так называемой высокой "экологической валидностью", то есть соответствием данных исследования реальному поведению человека в той или иной ситуации. Наблюдаемое поведение семьи – реально.
  • Большая объективность, так как наблюдение осуществляет сторонний наблюдатель, мало заинтересованный в искажении или предъявлении информации в определенном свете.
  • Непрерывность.
  • Простота в отличие от использования громоздких тестов.
  • Специалист имеет возможность давать "обратную связь" и обсуждать с членами семьи результаты в режиме "здесь и сейчас".

В консультировании семьи – обратная связь – одна из важных составляющих психологической диагностики. Обратная связь может исходить как о членов семьи, так и от специалиста. Причем оба отмеченные варианта могут включать в себя описание проявлений, возникающих в процессе тестирования или организованной целью диагностики деятельности ("Я заметил, что папа последним включился в совместное задание"), а также описание переживаний или реакций ("Мне очень понравилось, когда мы все вместе…"), предположений или гипотез ("Предполагаю, что отказ ребенка включиться в эту часть задания, свидетельствует о…").

Семейная диагностика. Несколько слов о процедуре

В процессе семейной диагностики психолог проинструктирует членов семьи о порядке выполнения тестовых заданий и поведения во время выполнения организованной для диагностики деятельности, подчеркнет необходимость правдивых ответов на вопросы, развеит опасения в том, что результаты диагностики могут быть использованы для каких-либо других целей, сообщит, что разбор результатов исследования не связан с оценкой, а необходим для дальнейшей психологической работы.

Часть заданий согласно инструкции члены семьи выполняют самостоятельно, не помогая и не мешая друг другу, а другие - напротив, совместно (организованная совместная деятельность). Уточняющие вопросы по процедуре исследования члены семьи всегда могут задать непосредственно семейному психологу.

В ряде случаев, например, при выполнении проективных методик, методик, направленных на изучение взаимодействия (совместная деятельность), психолог наблюдает за процессом выполнения заданий, а иногда тесты и опросники даются семье для выполнения дома (в этом случае мы просим быть внимательными к инструкции, аккуратно и своевременно выполнить задание). К выполнению заданий в домашних условиях могут быть привлечены отсутствующие на занятиях с семейным психологом члены семьи. Просим заранее обсудить на "семейном совете" необходимость включения (очно или заочно) всех членов семьи в работу с семейным психологом в интересах ребенка.

Надеемся на ваше понимание, что в интересах ребенка семейному психологу важно контролировать факт и качество (полноту, глубину) выполнения семьей заданий.

После проведения ПЕРВИЧНОЙ диагностики семейного функционирования семейный психолог и семья смогут вместе сформулировать цели и конкретные задачи для совместной работы, в т.ч. описать желаемые изменения. Однако важно помнить, что диагностика семейного функционирования НЕ проводится однократно при знакомстве родителей и ребенка с семейным психологом, это - ПРОЦЕСС, распределенный на все время контакта семьи со специалистом. Только таким образом можно оценить динамику изменений, формировать новые формы внутрисемейного взаимодействия, дать рекомендации, содержащие предложения по выбору стратегий поведения в семье, в обществе, в школе, предложить пути самообразования, самовоспитания, самоорганизации и саморазвития семьи в целом.