Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Песочная терапия

Песочная терапия (sand-art) – это направление арт-терапии, основанное на взаимодействии между специалистом, ребенком и творческой работой, которую он создает при помощи песка. Это целое искусство, мир волшебных сказок и историй, а еще прекрасный инструмент для развития вашего ребенка.

Песочная терапия. Центр Сухаревой

Тактильный контакт с природным материалом (песком) является мощнейшим средством психологической разгрузки, оказывает успокаивающее действие, вызывает положительное эмоции.

Песочная терапия для дошкольников, школьников и даже взрослых – это целый спектр коррекционных возможностей, который таится в каждой песчинке кварцевого песка и нехитрых инструментах. Возможности пескотерапии поистине многогранны.

Дети быстро включаются, испытывая при этом целую гамму эмоций: удивление, любопытство, радость от нового и неизведанного.

           Особый мир особенных детей

Закономерности возникновения нарушения психического развития в детском возрасте находятся под пристальным вниманием специалистов в области специальной психологии в течение многих десятилетий. Именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования той или иной формы психического дизонтогенеза (дизонтогенез – патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций) позволяют своевременно диагностировать особенности развития и искать способы их коррекции.

Дети с особыми возможностями зачастую характеризуются недостаточной самостоятельностью или инициативностью, не всегда могут осмысленно выполнять поставленные задачи, управлять своей работой. Зачастую их деятельность характеризуется низкой успеваемостью, неустойчивым вниманием.

              Пескотерапия для детей с ОВЗ

В соответствии с особенностями детей с ОВЗ, дошкольного и школьного возраста, эффективным методом воздействия на эмоциональную и личностную сферу является песочная терапия. Она воздействует на чувства и эмоции, способствует формированию социальных отношений с опорой на моральное осознание, стимулирует моторику и сенсорные ощущения, является прекрасным инструментом для образовательной среды.

Песочная терапия позволяет детям распознать социально-приемлемые способы выражения эмоций, контролировать свое поведение, развивает кругозор и любознательность, творчество и фантазию.

Как в рамках образовательной организации, так и в домашних условиях использование песочной терапии для коррекции различных состояний ребенка может быть эффективным методом, так как не требует специальных условий.

Появление песочницы в вашей квартире с регулярной постановкой образовательных задач – это не только обеспечение родителем коррекционной деятельности для малыша, но и прежде всего – это безопасный "островок" для вашего ребенка, здесь нет места тревогам и беспокойству, которое так часто испытывают дети с особенностями в развитии, попадая в новое малознакомое место.

     Организация песочного пространства в домашних условиях

 Если у вас нет возможности купить готовую песочницу, то всегда есть варианты для импровизации.

 Вам потребуется: кленка или скатерть достаточно большого размера, для того чтобы сохранить ваше напольное покрытие в чистоте. В качестве емкости для песка можно взять деревянный ящик или большой таз. Как вариант можно использовать детскую ванночку, из которой вырос ребенок или детский надувной мини бассейн.

 Для заполнения емкости, потребуется кварцевый прокаленный песок. Где его купить? Интернет-магазины, строительные рынки или супермаркеты. Упаковка от 3, 5 или 7 килограмм – выбор за вами.

 В качестве развивающего материала можно использовать готовые наборы для песка, различные предметы, которые можно найти в любой квартире. Вам пригодятся: формочки, фигурки людей и животных, игрушечные предметы интерьера или строительные сооружения, различные камушки, шарики и шишки, детали лего-конструктора или миниатюры из киндер-сюпризов.

Для создания образовательного пространства можно использовать: малярные кисточки, любой счетный материал, магнитные или пластиковые буквы, а также различные карточки: животные, предметы быта, цифры, буквы, слова, одежда, лица людей, эмоции и т.д. Весь набор подручных средств должен соответствовать возможностям психического и физического здоровья и коррекционно-развивающим задачам, стоящим перед ребенком.

Важная задача стоит не только в организации и оснащении песочного пространства, но и в режимных моментах.

Следует учесть время проведения занятий. Песок – одна из игровых форм естественной деятельности ребенка. Он обладает эффектом "заземления", убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Поэтому лучше выбирать время занятий тогда, когда ребенок излишне суетлив и возбужден.

Длительность занятий регулируется от состояния малыша, обычно от 20 до 40 минут. Ритуал "входа" и "выхода" из песочного пространства поможет не только сохранить момент радости от праздника, но и дать ребенку четкие представления о начале и окончании занятий. Важно сохранять этот ритуал постоянно. Например, перед занятием придумать интересное приветствие песка, а по окончании – обсуждать, что делали, что понравилось, что чувствовал ребенок. "Молчун" может накрыть песочницу красивой тканью или дуть мыльные пузыри, обходя песочницу по кругу.

Игры и упражнения

1. Упражнение "Необыкновенные следы".

Цель: развитие тактильной чувствительности.

Например, "топают слоники" – ребенок с силой нажимает на песок кулачками, имитируя походку слона. "Прыгают белочки" – необходимо касаясь пальцами песка, двигаться по нему в виде прыжков, совершаемых белкой. "Ползет черепаха" – малыш, расслабляя пальчики, совершает медленные движения. "Бегают букашки" – шевелим всеми пальчиками одновременно, изображая, как букашки разбегаются в разные стороны и прячутся в песочек.

2. Упражнение "Холодно – горячо".

Цель: научить ребенка слушать окружающих, а также научить выражать положительные эмоции.

Ребенок отворачивается от песочницы. Родитель прячет игрушку в песке. Ребенок должен найти игрушку, не касаясь песка, а только следуя подсказкам "горячо", "теплее", "холодно".

3. Упражнение "Секретик".

Цель: возможность выражения позитивных эмоций.

Под прозрачное стеклышко закладывается картинка и присыпается сверху песком. Ребенок должен найти "секретик", осторожно раскопать кисточкой, чтобы увидеть картинку.

4. Упражнение "Сортировка".

Цель: развитие мелкой моторики, знакомство с материалами.

В песок кладут мелкие пластиковые предметы и природные (камушки, шишки, орешки). Задача ребенка ложкой рассортировать предметы в 2 емкости определяя их происхождение.

5. Упражнение "Кто быстрее".

Цель: создание ситуаций успеха, коллективная и соревновательная деятельность.

В песок закапывают мелкие предметы, 2-3 игрокам выдаются ложки и емкости. Задача кто окажется быстрее и насобирает больше предметов.

6. Упражнение "Карточки".

Цель: развитие речи, внимания, памяти.

На песке раскладывают карточки с изображением эмоций, засыпают песком, ребенку дают кисточку в ручки. Раскапывая по одной карточке ребенок описывает или изображает увиденное.

Таким же методом действуем с карточками различных тематик.

Если ребенок не знает ответ, он должен обратиться к родителю и попросить помощи, получив ответ, попросите ребенка повторить его (глядя на карточку).

7. Упражнение "Сказка"

Цель: развитие фантазии и творческой деятельности.

Дать ребенку на выбор различные фигурки, растения и сооружения. Попросить расставить их в песочнице на свое усмотрение, придумать и рассказать сказку согласно выбранным сюжету и героям.

В песочнице можно организовать сказочное действие по недавно прочитанной истории или рассказу. Сюжетно-ролевая игра поможет вспомнить ребенку события, происходившие с героями.

8. Упражнение "Огород"

Цель: понимание окружающего мира, пространственная ориентировка, пополнение словарного запаса.

Задача ребенка, по просьбе родителя, создать песочные грядки, высадить фигурки овощей. Изучаем природу, задаем вопросы ребенку "Где растут овощи, а где фрукты?", "В какое время года снимается урожай,  когда высаживают рассаду?", "Какую форму имеет тот или иной овощ?", "Сколько всего овощей мы посадили, а если убрать кабачки, сколько останется?" и т.д.

9. Упражнение "Археолог"

Цель: развитие кистевого и пальцевого праксиса (действия), удержание внимания.

Ребенок отворачивается от песочницы, мама прячет различные фигурки в песке, рассказывая о профессиях, объясняет деятельность археологов. Задача ребенка очень аккуратными движениями при помощи кисточки откопать предметы и при этом не сдвинуть их с места.

 10. Упражнение "Бомбочка"

 Цель: пространственная ориентировка, изучение тела и ощущений.

Ребенок вслух или при помощи визуальной подсказки загадывает, на каком пальчике у него затаилась бомбочка. Прячет руку в песок. Мама очень аккуратно начинает искать кисточкой нужный пальчик, но всегда начинает с противоположной стороны, стимулируя ребенка к тактильным ощущениям своего тела. Каждый раз находя "не тот" пальчик, мама просит назвать его и напомнить название "нужного" пальчика. Когда мама находит "нужный" пальчик – бомбочка взрывается (ребенок резко выдергивает руку из песка с криком "Буууум!" После этого игроки меняются ролями. 

Очень важно, что ребенок осваивает через игру в песке опыт взаимопонимания, поясняет действия и намерение своих героев и поступков, учится различным способам взаимодействия с другими людьми.

Игры помогают семье отвлечься от ежедневных забот и стать ближе друг к другу. Ведь так здорово перевести взор ребенка от плоскости электронного планшета на объемное пространство песочницы, погрузиться с головой в сказочный мир.

Поиграйте с ребенком вместе, расскажите, как это было в вашем детстве. Не стесняйтесь проявлять фантазию, а если запас придуманных игр закончится, то вы всегда можете прийти за новыми идеями к пескотерапевту Цента им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ.