Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Что такое АВА-терапия

АВА (Applied Behavior Analysis) – в переводе с английского означает Прикладной Анализ Поведения (ПАП). Слово «прикладной» здесь отражает цель этой дисциплины – работать с поведением человека и тем самым способствовать улучшению его жизни, при этом работа направлена на социально-значимое поведение, т.е. то, которое важно для жизни человека. Поведение в рамках ПАП –это и разговаривать, и есть ложкой, и читать.

В основе АВА как науки, лежат принципы бихевиоризма – теории обучения, которая подчёркивает роль факторов окружающей среды в формировании поведения. Бихевиоризм предполагает, что любое поведение формируется в процессе взаимодействия с окружающей средой и может быть скорректировано путём изменения этого взаимодействия.

В АВА-терапии поведение анализируется с точки зрения:

- предшествующих событий (что происходит до поведения);

- самого поведения;

- последствий (что происходит после поведения).

Одна из основных целей поведенческой терапии – закрепить желаемое поведение и уменьшить или устранить нежелательное. Это достигается с помощью положительного подкрепления, когда за поведением следует желаемый результат, что повышает вероятность его повторения в будущем. Например, если ребёнок получает похвалу (положительное подкрепление) за выполнение задания, он с большей вероятностью будет выполнять его снова. И наоборот, нежелательное поведение можно уменьшить, устранив подкрепляющие его факторы.

АВА-терапия. С чего все начинается?

Существуют также упреждающие стратегии, которые практикующие АВА специалисты используют, чтобы помочь детям демонстрировать соответствующее поведение и осваивать новые навыки, такие как:

  • организация окружающей среды,

  • использование визуального расписания,

  • обучение новым навыкам с помощью поведенческой цепочки,

  • альтернативная коммуникация и др.

Как выглядят занятия в рамках АВА-терапии?

Занятия в подходе ABA начинаются с первичной оценки, она включает в себя:

  1. Консультацию родителей. Специалист задаёт вопросы об истории болезни ребенка, его диагнозах, о других методах лечения, которые он получает, его поведении. А также о том, какие цели преследуют родители.

  2. Наблюдение и тестирование: при первичной оценки специалист наблюдает за поведением ребёнка во время игровых занятий или в свободной деятельности. Если необходимо проводится тестирование по стандартизированным протоколам (ABLLS-R,VB-MAPP, AFLS и др.) которое позволяет оценить навыки ребёнка.

По результатам оценки навыков и запроса родителей разрабатывается индивидуальная программа коррекции в соответствии с потребностями, сильными сторонами и повседневной жизнью ребенка.

Где и каким образом проходит АВА-терапия?

АВА-терапия часто включает в себя сочетание структурированных занятий и занятий в естественных условиях. Поведенческая терапия проходит в различных местах: в клинике, дома, в центре развития или в школе. Поскольку ABA-терапия направлена на развитие функциональных навыков, которые помогут ребёнку участвовать в повседневной деятельности, занятия могут проводиться даже в общественных местах, например, в магазине или на детской площадке.

Как долго длятся занятия?

Продолжительность занятий может варьироваться в зависимости от потребностей конкретного ребёнка. Некоторым детям может быть рекомендовано заниматься АВА-терапией 1 час в день, а другим – 4 часа в день.

Сбор данных, обзор и корректировка программы

На протяжении всего занятия специалист записывает данные о том, как ребенок выполняет задания. Это важно, поскольку позволяет отслеживать прогресс и принимать решения об эффективности вмешательств на основе полученных данных. При необходимости специалист под руководством более опытного наставника (супервизора) вносит изменения в индивидуальную программу ребёнка, чтобы помочь ему достичь поставленных целей.

АВА-терапия и аутизм

Прикладной анализ поведения чаще всего ассоциируется с коррекцией нарушений у людей с аутизмом, где он доказал свою высокую эффективность в улучшении коммуникации, социальных навыков и адаптивного поведения. Однако его применение выходит за рамки коррекции различных сложностей у детей с аутизмом. Методы прикладного анализа поведения используются для решения поведенческих проблем у детей с нормотипичным развитием, в сфере здорового образа жизни, помогая людям выработать здоровые привычки, а также в бизнесе, в маркетинге, управлением персонала, где используется для повышения производительности труда, мотивации сотрудников и удовлетворенности работой. Даже в повседневной жизни мы используем методики АВА, когда награждаем себя покупкой за выполненную работу.

Мифы об АВА-терапии

  1. АВА-терапия пытается «вылечить» аутизм. АВА не стремится «избавиться» от аутизма, а лишь фокусируется на обучении навыкам и снижении уровня нежелательного поведения, чтобы улучшить качество жизни человека.

  2. АВА-терапия делает детей зависимыми от угощений. Подкрепление – это нечто гораздо более сложное, чем «угощение». Часть работы с подкреплением заключается в том, чтобы эффективно от него отказаться. Есть специальные процедуры сокращения его использования с течением времени, а также переход этой условной «конфетки» в естественные, социально-приемлемые поощрения.

  3. АВА-терапия – это дрессировка. Под дрессировкой понимают метод обучения отдельными блоками (DTT). Это стратегия, предполагающая поощрение и выполнение структурированных заданий, при котором желаемая реакция будет подкрепляться. Но это только один из множества инструментов АВА! Прикладной анализ поведения включает в себя множество методов обучения в естественной среде. А также перенос и генерализацию «кабинетных» навыков в естественные условия и на другие сферы жизни.

Над чем же АВА-терапия не работает? Прикладной анализ поведения не работает с такими видами поведения, которые не улучшают качество жизни.

Щербан Вера, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

фото: фрипик

 

 

 

 

Другие статьи