Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Что такое DIR/FLOORTIME?

DIR/FLOORTIME (Developmental, Individual-difference, Relationship-based) — методика, основанная на взаимодействии с ребенком через игру и эмоциональное общение. Этот подход был разработан профессором, психиатром Стенли Гринспеном в конце 70-х годов прошлого века.

 Три ключевых компонента DIR/FLOORTIME 

  1. Developmental (Развивающий) — ориентирован на этапы развития, через которые проходит каждый ребенок. Важно понимать, на каком уровне развития находится ваш ребенок, чтобы соответствующим образом поддерживать его.

  2. Individual-difference (Индивидуальные различия) - подчеркивает уникальность каждого ребенка. Все дети развиваются по-разному, и DIR/FLOORTIME помогает адаптировать подход с учетом этих различий.

  3. Relationship-based (основанный на отношениях) — акцент на значимости эмоциональных связей между ребенком и взрослым. Установление прочных, доверительных отношений через взаимодействие и игру — основа терапии.

Floortime — ведущая методика концепции DIR, «целевая игра», а также философия подхода.

Метод FLOORTIME — это эффективный подход, направленный на развитие эмоционального контакта, коммуникации и мышления у детей. Помогает не только детям с аутизмом, но и детям с другими особенностями научиться взаимодействовать с окружающими, выражать свои эмоции, улучшать социальные и коммуникативные навыки. Название метода переводится как «время на полу», что отражает суть — взрослый находится на уровне ребенка, чтобы вместе играть и взаимодействовать в его естественной среде.

Ключевая идея подхода — взаимодействие через игру, где взрослый (родитель или специалист) становится партнером ребенка. Вместо того, чтобы учить ребенка формализованным способам поведения, специалисты и родители "входят в мир ребенка", чтобы мягко и естественно вывести его на новый уровень развития.

В чем состоит уникальность DIR/FLOORTIME? 

Основное отличие DIR/FLOORTIME от других методик его ориентированность на детские интересы и активности. DIR/FLOORTIME сконцентрирован на создании естественной среды для развития и поддержания контакта и гармонично встраивается в ежедневную жизнь ребенка.

Мозг ребёнка лучше всего развивается в ситуации эмоционального комфорта и интереса. Когда мы следуем за интересами ребёнка, это не значит, что мы всегда идём на поводу у ребенка и его особенностей — на самом деле, мы используем их как мост для установления контакта.

Основные принципы FLOORTIME: 

  • Уважение к интересам ребенка. Взрослый внимательно наблюдает за тем, что привлекает внимание ребенка, и включается в игру, поддерживая его инициативы.

  • Развитие эмоциональной связи. Через совместные игры и взаимодействие ребенок учится выражать свои чувства и понимать чувства других.

  • Пошаговое расширение навыков. Постепенно взрослый помогает ребенку переходить от простых действий к более сложным формам общения и мышления.

  • Индивидуальный подход. Методика адаптируется под уникальные потребности каждого ребенка, учитывая его особенности и темп развития.

 Почему DIR/FLOORTIME важен для развития детей? 

В первую очередь методика направлена на развитие тех навыков, которые играют ключевую роль в жизни любого ребенка, а именно:

  • Коммуникативные навыки. Благодаря взаимодействию с окружающими, ребенок учится выражать свои мысли и чувства, что важно для установления связей с другими людьми.

  • Эмоциональная регуляция. DIR/FLOORTIME помогает ребенку научиться управлять своими эмоциями, что снижает уровень стресса и помогает ему лучше адаптироваться к социальным ситуациям.

  • Когнитивные навыки. Игра с различными предметами, ее усложнение, решение социальных задач, повышение уровня внимания и концентрации — все это способствует развитию когнитивных функций.

  • Социальные навыки.Через вовлеченность в совместную деятельность дети учат социальные нормы и правила поведения. 

Кроме того, DIR/FLOORTIME помогает родителям стать активными участниками процесса, улучшая их взаимоотношения с ребенком и повышая уровень понимания его потребностей.

Как начать использовать DIR/FLOORTIME? 

Для начала работы в подходе DIR/FLOORTIME стоит обратиться к специалистам, прошедшим сертифицированное обучение. Они смогут оценить текущий уровень развития вашего ребенка и предложить соответствующие игры и стратегии для его поддержки и развития. Но помимо работы с профессионалами, родителям важно активно участвовать в процессе, ведь именно они являются теми, кто ежедневно помогает ребенку применять получаемые навыки в жизни.

Советы для родителей 

  • Начните с малого. Выделите 15 минут в день, когда вы будете полностью принадлежать ребёнку. Без телефона, без обучающих заданий. Просто будьте с ним. Следуйте за его игрой, не пытайтесь его учить. Попробуйте стать частью его мира и он постепенно начнёт впускать вас в свой мир.

  • Начинайте игру с того, что нравится вашему ребенку — даже если это повторяющиеся действия, которые кажутся вам бессмысленными или какие-то необычные предметы, неподходящие с вашей точки зрения для игры. Конечно, это не должно быть опасным для ребенка или окружения.

  • Будьте терпеливы и внимательны, наблюдайте за реакциями ребенка. Не торопите игру, следуйте за темпом ребенка.

  • Используйте разные интонации, мимику и жесты, чтобы удержать внимание и сделать игру живой.

  • Хвалите ребенка за любые попытки взаимодействия — это укрепляет его уверенность.

  • Не бойтесь экспериментировать: меняйте место игры, используйте привычные предметы необычным способом.

  • Помните, что ваша задача — быть партнером, а не учителем. Игра должна приносить радость вам обоим!

DIR/Floortime уникален тем, что его основными «терапевтами» становятся именно родители. Специалист (дефектолог, психолог) выступает как проводник: он помогает вам понять логику развития вашего ребенка, показывает, как присоединяться к его деятельности и мягко выводить ее на новый уровень, но самые важные изменения происходят не в кабинете специалиста, а дома, в повседневной жизни и игре.

DIR/Floortime — это путь, в котором мы уважаем ребенка, верим в его потенциал и выстраиваем мост в его мир, основанный на любви, понимании и радости от совместного бытия. Это не быстрый, но невероятно глубокий и результативный метод, который меняет не только ребенка, но и нас, взрослых. 

Пухерева Татьяна, Бухбиндер Маргарита, учителя-дефектологи Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

фото: фрипик

Другие статьи