Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Гимнастика для мозга
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям
Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие
Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях
Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства
А ваш ребенок готов к школе?
Лучшие упражнения для офисных работников
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
"Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе?
Как приучить ребёнка пользоваться горшком
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Трудности обучения
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей
Как подружиться со стрессом
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Сон у детей с РАС
Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки"
Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю?
Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Организация среды и деятельности для ребенка с особенностями
Школьная адаптация особенного ребенка: создаем мост к успешному обучению
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
Почему важно развивать такое качество, как выносливость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как ловкость?
Почему важно развивать у ребенка такое качество, как гибкость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как быстрота?
Почему важно развивать такое качество, как сила?
Проводим лето с пользой!
Что такое задержка психического развития?
Что такое сюжетное рисование и в чем его польза
Рисуем круги
Зачем нам знать, как работает мозг
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Здоровье мозга, стресс и эмоциональное благополучие
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка
Мозг в эпоху социальных сетей: как просматривание ленты влияет на наш главный орган
Влияние немедикаментозной терапии на мозг человека
Влияние хронического стресса на состояние головного мозга
Как социальные связи влияют на работу нашего мозга
Эмоциональное благополучие и когнитивные функции: как чувства влияют на мышление
Стресс и его влияние на головной мозг
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Роль музыки в развитии и поддержании здоровья мозга
Паника и панические атаки: что делать и как справляться
Когда боль становится невыносимой. Понимание самоповреждающего поведения у подростков
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Что такое АВА-терапия
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Логопедическая диагностика
Дизартрия
Стереотипное поведение
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Канистерапия – реабилитация детей с ментальными нарушениями
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Адаптивный батут
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Иппотерапия: как общение с лошадьми лечит тело и душу
Адаптивная спортивная игра Бочча
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Адаптивное плавание
Создаем для ребенка сбалансированное меню
Ребенок не хочет ходить в школу
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Ребенок не хочет ходит в детский сад
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Чем раньше - тем лучше?
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Как проблемы со сном влияют на развитие и благополучие ребенка
Адаптация к школе. Как помочь ребёнку?
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Как в часы посещений ребенка в стационаре провести время с пользой
Стресс и питание
Жестокое обращение в детстве и его влияние на психику подростка
ПТСР у детей: специфика проявления и способы поддержки
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Дети с СДВГ
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Дети с СДВГ
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) по данным современных исследований является расстройством нейроразвития, характеризующимся проявлением дефицита внимания, повышенной двигательной активности, импульсивности и эмоциональной дисрегуляции (неспособностью регулировать свои эмоции).
При переходе в школьное звено данные проблемы как правило обостряются в связи с вхождением в новую, более структурированную и требовательную среду, где также повышаются и ожидания со стороны окружающих.
Тенденция к ухудшению внимания актуализируется в непривычных условиях, когда ребёнок вынужден действовать самостоятельно. Ребенок часто не выполняет инструкции и не может в полном объеме закончить школьную работу. Он испытывает трудности при самостоятельной организации выполнения заданий и привычных действий (например, трудности при выполнении последовательных заданий; с трудом следит за тем, чтобы материалы и вещи были в порядке; плохо распоряжается временем; не выдерживает сроки) и легко отвлекается на сторонние стимулы.
Он стремится избегать выполнения задач, которые требуют постоянных умственных усилий (школьные задания или домашняя работа; для старших подростков это может быть подготовка отчетов, заполнение форм, просмотр длинных работ), часто теряет вещи, необходимые ежедневно (например, школьные материалы, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, очки, мобильные телефоны).
Двигательная гиперактивность также дает о себе знать. Ребенок часто суетится, стучит руками и/или ногами или извивается на сидении даже если это неуместно. Он покидает свое место в ситуациях, когда необходимо оставаться в его пределах. Часто говорит излишне много и выдает ответ до того, как вопрос или инструкция будут завершены (например, заканчивает предложения за собеседника). Ему часто трудно дождаться своей очереди, в том числе и в разговоре. Он может прерывать или вмешивается в дела других (например, вступает в разговоры, игры или действия; может начать использовать вещи других людей без спроса или получения разрешения).
Настроение ребенка с СДВГ неустойчиво и быстро изменяется в диапазоне от приподнятого до депрессивного, встречаются беспричинные приступы злости, ярости, гнева по отношению к окружающим и самим себе. У таких детей занижена самооценка, недостаточен самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности.
Как родитель может помочь ребенку с СДВГ?
Прежде всего обратиться за консультацией к специалисту – врачу-психиатру или врачу-неврологу. При этом стоит отметить, что для повышения уровня адаптации ребенка в среде одного приема прописанных медикаментов зачастую недостаточно. Требуется психолого-педагогическое вмешательство, причем наибольший эффект наблюдается от коррекции, основанной на поведенческих подходах.
В домашней среде также можно использовать определенные поведенческие стратегии:
-
Давайте четкие инструкции. Например: «Сначала почисть зубы и умойся, а потом переоденься», вместо: «Нужно подготовиться к школе».
-
Установите понятные границы. Четко и последовательно высказывайте свое отношение к недопустимому поведению (драках, срыву уроков и т.д.). Спокойно напоминайте ребенку о социальных правилах, а также поощряйте приверженность этим правилам, выдавая ребенку какое-либо приятное поощрение.
-
Придерживайтесь рутины. Распланируйте день так, чтобы ребенок знал, чего ожидать далее.
-
Помогите ребенку с организацией дел как в школе, так и в повседневной жизни. Найдите тот способ планирования, который будет подходить именно вам. Это могут быть чек-листы, визуальное расписание, стикеры с заметками-напоминаниями, приложения на телефоне.
-
Давайте ребенку больше положительной обратной связи. Обращайте внимание, когда ваш ребёнок вас внимательно слушает или выполняет задание, кажущееся ему сложным. Благодарите его за помощь, говорите, что вы гордитесь, когда он справляется с трудностями. Открыто говорите о его сильных сторонах и о том, что у него хорошо получается. Дети с СДВГ часто слышат негативные отзывы о себе от других, поэтому похвала от вас как от значимых взрослых может существенно повлиять на их самооценку в лучшую сторону.
-
Контролируйте ситуации-триггеры. Обращайте внимание на признаки того, что ваш ребёнок начинает раздражаться или перевозбуждаться. Вместе с психологом помогите ему научиться справляться с этими чувствами и самостоятельно выходить из определённых фрустрирующих ситуаций, используя подходящие виды упражнений (дыхание квадратом, отсчитывание в прямом и обратном порядке, техники «заземления» и т.д.).
-
Найдите также поддержку для себя. Быть родителем ребенка с поведенческими особенностями крайне непросто, но помните, что «сначала надеваем маску на себя, а потом на ребенка». Не забывайте про собственное эмоциональное состояние, восполняйте свой ресурс, находите поддержку в сообществах родителей детей с СДВГ.
Надеемся, что эти правила помогут вам и вашему ребенку справится с непростой задачей адаптации в школьных условиях.
Клокова Альбина, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
фото: фрипик