Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Дизартрия

Нередко на консультативно-диагностическом приеме у логопеда родители, перечисляя жалобы, говорят, что у ребенка «каша во рту». Такая характеристика может быть образным описанием дизартрии. Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи вследствие недостаточности иннервации мышц речевого аппарата.

Следует отметить, что диагноза «дизартрия» не существует, она не является самостоятельной нозологической единицей. Дизартрия представляет собой речевой синдром при некоторых заболеваниях нервной системы (Мартынова, 1963).

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов.  Периферические нервы иннервируют мышцы речевого аппарата. Иннервация – обеспечение связи органов и тканей живых организмов с центральной нервной системой. В иннервации речевого аппарата принимают участие пять пар черепно-мозговых нервов: лицевой, тройничный, блуждающий, подъязычный и языкоглоточный. В результате недостаточной иннервации происходит сбой в работе артикуляционных, дыхательных и голосовых мышц, следовательно, при дизартрии наблюдаются нарушения звукопроизношения, дыхания и просодики (темп, ритм, паузы, интонация, тембр голоса, ударение).

Кто диагностирует?

Первоначально данный синдром выявляет логопед в процессе полного речевого обследования. Далее специалист направляет ребёнка на диагностику и консультацию к врачу-неврологу с целью установления клинического диагноза, послужившего причиной возникновения нарушения (перинатальное поражение ЦНС, детский церебральный паралич, мышечная дистрофия и т.д.). Симптоматика данного синдрома у взрослых и детей имеет схожий характер, однако различия в клинической картине всё же есть. Дизартрия у взрослых является следствием локального поражения головного мозга, тогда как у детей она вызвана диффузными нарушениями мозговой деятельности. Причинами возникновения данной патологии могут быть токсикозы, вирусные инфекции матери в период беременности, патология плаценты, затяжные или стремительные роды, гипоксия, асфиксия, инфекционные заболевания мозга ребёнка, менингит, менингоэнцефалит и другие.

Когда и как понять, что у ребёнка дизартрия?

Первые проявления дизартрии можно заметить уже в первые месяцы жизни ребёнка. Крик детей с дизартрией слабый, непродолжительный, лишенный звонкости. Уже на этом этапе у ребенка может наблюдаться отставание в речевом развитии: позже появляются гуление и лепет, первые слова малоразборчивы, словарный запас накапливается медленнее, фразовая речь формируется с задержкой.

Симптомы дизартрии можно разделить на анатомо-физиологические и звукопроизносительные.

Анатомо-физиологические проявления дизартрии у детей:

  • Нарушение тонуса мускулатуры артикуляционного аппарата – гипертонус (чрезмерное напряжение мышц), гипотонус (пониженный тонус мускулатуры), дистония (меняющийся характер тонуса). Тонус мышц оценивается логопедом визуально при выполнении диагностических артикуляционных проб и с помощью пальпации. Кроме того, специалист обращает внимание на изменение цвета языка при увеличении нагрузки (он может приобретать красный, синеватый или белый оттенки).

  • Нарушение подвижности органов артикуляционного аппарата (спастичность, парезы, параличи мышц). При парезе мягкого нёба нарушается функционирование нёбно-глоточного затвора, речевой выдох осуществляется через нос, голос приобретает назальный (гнусавый) оттенок. Парез дыхательных мышц приводит к формированию неправильного речевого выдоха (поверхностный тип дыхания), длительная воздушная струя не формируется, голос затухает к концу фразы, голос тихий, маломодулированный, лишенный эмоциональной окраски. При повышенном тонусе голосовых складок голос становится хриплым, сиплым, слабым.

  • Гиперсаливация (повышенное слюнотечение). При некоторых формах дизартрии у ребёнка появляется обильное слюноотделение разной степени выраженности. У кого-то из детей повышенная саливация наблюдается только при увеличении нагрузки на артикуляционные мышцы (при выполнении специальных упражнений, в речевом потоке). У других возможно подтекание слюны изо рта в спокойном состоянии, часто это явление связано с пониженным тонусом круговой мышцы рта, губ.

  • Синкинезии. При выполнении артикуляционных проб у ребёнка с дизартрией могут наблюдаться синкинезии – непроизвольные содружественные движения разных частей тела. Например, при попытках поднять язык к носу отмечаются содружественное движение бровями вверх, широкое раскрытие глаз, поднятие подбородка; при движении языка влево и вправо к противоположным углам рта наблюдаются движения нижней челюсти вслед за языком и т.д.

  • Гиперкинезы артикуляционной мускулатуры: насильственные движения языка, губ, тремор (фибриллярные подергивания языка), насильственная улыбка иногда в сочетании с гримасами лица.

         Кроме того, при дизартрии встречается нарушение процесса приёма пищи: повышение рвотного рефлекса, трудности откусывания кусков, разжевывания твёрдой пищи и её проглатывания, что приводит к попёрхиванию, захлёбыванию.

Речевые симптомы дизартрии

Как уже было сказано ранее, у детей с дизартрией нарушаются звукопроизносительная и просодическая стороны речи. Звуки речи произносятся искаженно, речь нечеткая, малоразборчивая, смазанная. Отмечаются особенности просодики: темп речи может быть как ускоренным, так и замедленным; голос у части детей с данной речевой патологией слабый, иссякающий, с назальным оттенком (гнусавый), у других может наблюдаться хриплый, сиплый, срывающийся голос. Отмечаются трудности произвольной модуляции (изменение голоса от низкого к высокому и, наоборот, изменение голоса по громкости), голос ребенка звучит монотонно, отсутствует интонационная окраска речи, логические ударения расставляются неверно.

В научной литературе выделяются три степени выраженности дизартрии:

  • тяжелая степень (анартрия) – полное отсутствие речи, выраженные нарушения голоса, наличие только вокализаций или звукокомплексов;

  • средняя степень – нарушено произношение от 16 до 20 речевых звуков;

  • легкая степень – нарушено произношение от 5 до 10 речевых звуков разных фонетических групп.

Также исследователи и логопеды-практики часто говорят о наличии так называемой стертой дизартрии – состояния, при котором нарушается произношение звуков одной фонетической группы (наиболее часто это вибранты или свистящие звуки). Кроме того, при стертой дизартрии звуки могут быть поставлены и автоматизированы, однако будет присутствовать общая смазанность речи вследствие слабости мышц артикуляционного аппарата и/или речевого выдоха, повышенной саливации, патологического изменения тонуса мышц артикуляционной мускулатуры. Например, мальчик Миша ходил в логопедический детский сад, логопед исправил ему межзубное произношение свистящих звуков (при произнесении звуков С, Сь, З, Зь, Ц кончика языка просовывался между верхними и нижними резцами), автоматизировал звуки в связной речи, однако при поступлении в 1 класс на фоне стресса тонус языка меняется, и у Миши снова наблюдается патологическое произнесение свистящих звуков. Аналогичные изменения могут происходить при соматических заболеваниях, повышенной физической и умственной нагрузке, травмах, смене климата и т.д.

Коррекционная работа

После выявления у ребёнка дизартрии закономерно возникает вопрос у родителей «Что делать дальше?». После консультации логопеда необходимо сходить на приём к неврологу, который может назначить медикаментозное лечение, лечебную физкультуру, физиотерапевтические процедуры (электрофорез, дарсонвализация, локальная гипотермия, электростимуляция токами мышц), логопедический массаж с целью нормализации мышечного тонуса и улучшения кровообращения в области мышц шейно-воротниковой зоны, лицевых мышц и мышц артикуляционного аппарата. Массаж при дизартрии проводит логопед, как правило, назначаются 10 сеансов по 20 минут. Логопедический массаж в зависимости от типа нарушения мышечного тонуса может быть расслабляющим, тонизирующим или гармонизирующим. Важно отметить, что существует ряд противопоказаний к проведению логопедического массажа: стоматит, герпес, кожные заболевания, повышенная температура тела, эписиндром и др.

Кроме вышеописанного этапа коррекционных мероприятий логопед будет работать над физиологическим и речевым дыханием ребёнка, над голосовыми характеристиками, над совершенствованием фонематического слуха (умением различать на слух схожие звуки родной речи), над пополнением словарного запаса и развитием грамматического строя речи, и, конечно же, над постановкой и автоматизацией звуков.

«Сколько нужно занятий для преодоления дизартрии?» – таким вопросом часто задаются родители после постановки диагноза. Ни один логопед не даст четких сроков, поскольку продолжительность логопедической коррекции зависит от целого ряда факторов, в том числе возраста выявления синдрома, систематичности занятий, степени тяжести дизартрии, уровня вовлеченности родителей в коррекционный процесс, наличия или отсутствия сопутствующих нарушений у ребёнка. Одно можно сказать с уверенностью: чем раньше начнется системная работа по преодолению дизартрии, тем быстрее и эффективнее будет результат.

Реймер Кристина, логопед Центра им.Сухаревой ДЗМ

фото: фрипик

Другие статьи