Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Значение режима: как рутина и стабильность помогают улучшить эмоциональное состояние
Подвижные игры с детьми
Дефолт-система мозга как отражение психического здоровья
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Контроль эмоций как показатель психической устойчивости. Мифы и реальность
Игрушка как источник психологической поддержки в детском возрасте
Почему ошибаться полезно?
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Гимнастика для мозга
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям
Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие
Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях
Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства
А ваш ребенок готов к школе?
Лучшие упражнения для офисных работников
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
"Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе?
Как приучить ребёнка пользоваться горшком
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Трудности обучения
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей
Как подружиться со стрессом
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Сон у детей с РАС
Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки"
Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю?
Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Организация среды и деятельности для ребенка с особенностями
Школьная адаптация особенного ребенка: создаем мост к успешному обучению
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
Почему важно развивать такое качество, как выносливость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как ловкость?
Почему важно развивать у ребенка такое качество, как гибкость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как быстрота?
Почему важно развивать такое качество, как сила?
Проводим лето с пользой!
Что такое задержка психического развития?
Что такое сюжетное рисование и в чем его польза
Рисуем круги
Зачем нам знать, как работает мозг
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Здоровье мозга, стресс и эмоциональное благополучие
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка
Мозг в эпоху социальных сетей: как просматривание ленты влияет на наш главный орган
Влияние немедикаментозной терапии на мозг человека
Влияние хронического стресса на состояние головного мозга
Как социальные связи влияют на работу нашего мозга
Эмоциональное благополучие и когнитивные функции: как чувства влияют на мышление
Стресс и его влияние на головной мозг
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Роль музыки в развитии и поддержании здоровья мозга
Паника и панические атаки: что делать и как справляться
Когда боль становится невыносимой. Понимание самоповреждающего поведения у подростков
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Что такое АВА-терапия
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Логопедическая диагностика
Дизартрия
Стереотипное поведение
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Канистерапия – реабилитация детей с ментальными нарушениями
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Адаптивный батут
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Иппотерапия: как общение с лошадьми лечит тело и душу
Адаптивная спортивная игра Бочча
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Адаптивное плавание
Создаем для ребенка сбалансированное меню
Ребенок не хочет ходить в школу
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Ребенок не хочет ходит в детский сад
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Чем раньше - тем лучше?
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Как проблемы со сном влияют на развитие и благополучие ребенка
Адаптация к школе. Как помочь ребёнку?
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Как в часы посещений ребенка в стационаре провести время с пользой
Стресс и питание
Жестокое обращение в детстве и его влияние на психику подростка
ПТСР у детей: специфика проявления и способы поддержки
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Дети с СДВГ
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Каждый родитель стремится дать своему ребенку самое лучшее и хочет, чтобы его ребенок обладал полезными для жизни навыками. Иногда это может подводить к желанию сделать каждую минуту времени максимально продуктивной – идеальный режим, максимум дополнительных кружков, отсутствие гаджетов. Безусловно, это стремление может помочь ребенку в преодолении ряда трудностей, но нагрузка, превышающая реальные возможности ребенка, может дать негативный эффект – повышенную утомляемость, истощаемость, нежелание ходить на занятия.
Для того чтобы разобраться, какая нагрузка и в каком количестве будет оптимальной для ребенка, важно отталкиваться от нескольких факторов:
-
возрастные особенности;
-
личностные особенности;
-
потребности и возможности организма.
Возрастные особенности ребенка — это важный фактор, на который следует опираться при планировании дополнительных занятий. Для каждого возраста актуален свой род деятельности, который помогает приобретать не только требуемые знания, но и обогащает эмоциональную сферу, способствуя гармоничному развитию. В дошкольном возрасте (4-6 лет) для ребенка ведущей деятельностью является игра, посредством которой он познает окружающий мир. Через игры ребенок может отрефлексировать свои переживания и тревоги, научиться общаться со сверстниками и получить новые навыки. Соответственно, для занятий наиболее актуален игровой формат. В ином случае занятие может перегружать ребенка и вызывать неприязнь к учебной деятельности ещё до её начала.
В младшем школьном возрасте (7-10 лет) преобладает непосредственно учебная деятельность – поначалу ребенок адаптируется к новой действительности, далее практически все свое время использует для получения новых знаний. Здесь важно рассмотреть необходимость дополнительных занятий в принципе и оценить, остается ли у ребенка время на отдых, свободный досуг, общение с семьей и друзьями.
Если мы говорим о подростках, не стоит забывать, что ведущей деятельностью для них является межличностное общение. Важно, чтобы кружки и секции позволяли подростку реализовывать свои потребности во взаимодействии со сверстниками (стоит рассмотреть коллективные виды спорта, учебные сообщества, музыкальные или театральные кружки, в зависимости от мотивации самого ребенка).
Безусловно важно учитывать желания и потребности самого ребенка. Он может радоваться всеобщему вниманию или предпочитать уединенный досуг, может желать заниматься спортом, а может – изучать информационные технологии. Задача родителя разглядеть интерес ребенка и решить, как можно гармонично это реализовать.
Иногда может казаться, что у ребенка нет каких-то явных интересов. Например, глядя со стороны, он «сидит в телефоне и листает видео» и не интересуется окружающим миром. Но, если погрузиться глубже, на что направлено его внимание? Вполне возможно, что предпочитаемый контент будет объединяться какой-то темой, которая ребенку интересна, но на данный момент не реализована в жизни. И если родителя беспокоит количество экранного времени, можно поэкспериментировать и привнести в досуг какие-то элементы. Например, если ребенок смотрит музыкальные клипы, можно устроить день музыки – петь, танцевать под любимые песни и самим снимать забавные ролики. Не стоит пугаться, если ребенок имеет различные увлечения, и они регулярно меняются. Это абсолютно естественно и очень важно на пути становления личности.
Еще один важный фактор, на который стоит обратить внимание родителю - это физиологические особенности организма: достаточность двигательной активности в течение дня, режим сна, пребывание на свежем воздухе. В ситуации высокой нагрузки, когда ребенок начинает утомляться, часто болеть или становится чувствительнее, и нужно выбрать между кружком или прогулкой в парке – порой, однозначно лучше выбрать прогулку.
Иногда бывают ситуации, когда нет возможности отказаться от дополнительных занятий (например, в силу особенностей ребенка, когда требуются занятия с дефектологом, адаптивная физическая культура, массаж и многое другое). И буквально приходится выбирать между необходимыми процедурами и возможностью отдыха. В таких ситуациях важно продумывать стратегию, обсуждать со специалистами, что является первично необходимым, а что дополнительным, и помнить, что выспавшийся и отдохнувший ребенок в перспективе получит больше пользы от занятий, имея силы на усвоение материала.
Кладко Екатерина, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, член молодежного совета