Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Почему ошибаться полезно?

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок учился легко и без ошибок. Однако современная нейронаука показывает: ошибки — это не просто неизбежность, а важный фактор, стимулирующий развитие мозга. Они запускают сложные биологические процессы, которые делают обучение эффективным. Давайте разберёмся, как мозг реагирует на ошибки и почему их не стоит бояться.

Откуда берётся страх ошибок? 

Страх совершить ошибку формируется у детей под влиянием внешних факторов:

≠        Критика вместо поддержки. Если ребёнка ругают за промахи без объяснения того, в чем заключается ошибка, не помогают их исправить, то он начинает воспринимать ошибки как угрозу.

≠        Ориентация на результат. Акцент на оценках и сравнение с другими детьми создают установку: «Ошибка = неудача».

≠        Негативный опыт. Жёсткая реакция учителей или насмешки сверстников закрепляют страх.

Интересно, что здоровый уровень тревоги перед ошибкой полезен — он мотивирует быть внимательнее. Но, когда страх становится парализующим, мозг переходит в режим «избегания» ситуаций, где возможно допущение ошибок: ребёнок отказывается от сложных задач, а это тормозит его развитие.

Как мозг реагирует на ошибки? 

Нейробиологи выделяют два ключевых механизма:

  • активация зоны «детектора ошибок» (передней поясной коры головного мозга). В этой зоне всегда идет сверка выполнения с «идеалом» ожидаемого результата, при несовпадении «детектор ошибок» посылает сигналы другим отделам мозга, запуская процесс анализа. В этот момент ребенок сразу «видит» ошибку и готовится ее исправить. Чем чаще это происходит, тем лучше развивается способность к самоконтролю.

  • последующая активация системы «вознаграждения» в мозге. При исправлении ошибки на верный вариант мозг сигнализирует о «победе». Это создаёт нейронные связи между действием и успехом, помогая запомнить правильное решение. Именно поэтому ошибки с последующим исправлением улучшают память эффективнее, чем механическое заучивание.

Если ребёнок боится ошибиться, его мозг тратит ресурсы не на поиск решений, а на подавление стресса. В свою очередь это блокирует когнитивные функции: снижается концентрация, ухудшается рабочая память.

Как сформировать правильное отношение к ошибкам? 

  • Объясните ребёнку, как работает мозг, расскажите, что ошибки — это «тренажёр» для нейронов. Например: «когда ты исправляешь опечатку в слове, твой мозг запоминает его лучше, чем если бы ты написал правильно с первого раза».

  • Создайте «безопасную среду» для ошибок. Не называйте промахи «глупыми» или «непростительными». Вместо «Ты опять ошибся!», говорите: «Давай разберёмся, почему так вышло». Разрешите использовать черновики, стирать и переписывать.

  • Сфокусируйтесь на процессе, а не результате. Ошибки помогают оценить эффективность хода обучения, проанализировать слабые и сильные стороны, развить или укрепить стратегию решения задач.

  • Хвалите за усилия: «Я вижу, ты старался решить это упражнение». Даже если ответ неверный, это увеличит мотивацию пытаться решать сложные задания в дальнейшем.

  • Покажите связь между ошибками и открытиями. Приведите примеры: лампочка Эдисона (10 000 неудачных попыток до получения рабочей модели), пенициллин (случайная ошибка в эксперименте, которая теперь спасает миллионы жизней). Объясните, что даже взрослые учатся через пробы.

  • Используйте технику «Что, если?». Если ребёнок боится отвечать на уроке, проиграйте дома сценарий: «Что, если я ошибусь?» → «Учитель подскажет, как исправить». «Что, если засмеют?» → «Ты можешь сказать: «Я пока не разобрался, но научусь». 

Ошибки — это не враги обучения, а его союзники. Когда ребёнок ошибается, его мозг активно строит нейронные сети, которые становятся основой для будущих успехов. Задача родителей — не оградить детей от промахов, а научить их анализировать и исправлять.

Помните: страх ошибок исчезает, когда ребёнок понимает, что за каждой неудачей стоит возможность стать лучше. Поддерживая это убеждение, вы помогаете ему развить устойчивость, креативность и любовь к познанию — качества, которые пригодятся во взрослой жизни. Ошибка — это не конец пути, а указатель, показывающий куда двигаться дальше. 

Фомина Мария, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, член молодежного совета

 

 

Другие статьи