Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Психотерапия и мозг
Ни для кого не секрет, что многие люди, обращаясь к психотерапевту или психологу, стремятся улучшить качество своей жизни, избавиться от негативных переживаний или приобрести новые здоровые привычки. И иногда, к сожалению, они сталкиваются с осуждением и обесцениванием психологической работы. В этой точке хочется поделиться некоторыми известными науке фактами о влиянии психотерапии на мозг человека и происходящих в нем изменениях.
Известно, что головной мозг является ведущей структурой центральной нервной системы и состоит из различных отделов, взаимосвязанных между собой как анатомически, так и функционально. Каждая из этих структур вовлечена в обеспечение множества психических функций, развивая которые мы можем повышать качество своей жизни. Также у всех на слуху тот факт, что любой человек, приобретая новые знания и навыки, гармонизируя эмоциональное состояние, действительно развивает свой мозг (формируются новые нейронные связи в различных отделах мозга, в том числе и межполушарных соединениях). Какие же изменения действительно происходят и что мы знаем из исследований?
-
Связь между получением психотерапевтической помощи и изменениями в головном мозге на функциональном уровне действительно обнаружена даже при получении краткосрочной помощи (менее 20 часов работы). Например, по данным исследований, при использовании отдельных техник, направленных на формирование новых поведенческих навыков и привычек, у клиентов наблюдалось повышение активности тех зон мозга, которые вовлечены в такие процессы, как: адекватная оценка реальности, высокая мотивация к деятельности, ощущение собственного Я, контроль своих импульсов и эмоциональное благополучие (среди описанных зон мы видим медиальную префронтальную кору, таламус, поясную извилину). Использование разговорных техник, прояснение переживаний и вербализация часто связываются с повышением активности зон, вовлеченных в ориентировку в окружающих условиях, стратегическое планирование, речь, внимание, память и даже интеграцию сенсорных ощущений (вентролатеральная префронтальная кора, премоторная и височная кора, межполушарные связи).
-
Различные техники телесно-ориентированной терапии, используемые изолированно, а также медитативные практики наравне со спортивными тренировками могут быть связаны с увеличением количества митохондрий (тех частей клетки, которые обеспечивают мозг энергией и кислородом) и повышением уровня нейротрофического фактора - вещества, обеспечивающего пластичность мозга.
-
Функциональные и структурные изменения головного мозга, возникающие у пациентов с различными психиатрическими заболеваниями и расстройствами, при получении медикаментозной терапии и психотерапевтической поддержки в ряде случаев (в зависимости от возраста, длительности болезни, интенсивности получаемой помощи и других факторов) могут быть обратимы.
Так, мы можем надеяться, что изучение особенностей работы головного мозга - на уровне его строения и функционирования с учетом психической деятельности как результата - смогут в будущем до конца раскрыть вопрос об эффективности психологической и психотерапевтической работы.
Ефименко Виктория, медицинский психолог, нейропсихолог. Член молодежного совета Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ