Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Беспорядок в тетрадке

Часто родителей волнует, почему ребёнок с ОВЗ не может запомнить: где правая, а где левая у него рука, с трудом запоминает последовательность времен года и порядок месяцев, не способен повторить условие задачи, при чтении и правописании путает схожие между собой буквы. В тетрадке беспорядок: пишет буквы зеркально, а слова слитно, заходит при письме на поля, не соблюдает правила переноса.

Одной из причин "беспорядка в тетрадке" может быть недостаточная сформированность у ребёнка пространственных представлений. Для успешного развития внимания, памяти, мышления, речи, обучения в школе (формирования навыка чтения, письма, счета) и адаптации в бытовых ситуациях (умение правильно обуваться, одеваться, заправлять кровать, накрывать на стол и т.д.), ребенок должен свободно и умело ориентироваться в пространстве.

Дальше-ближе, выше-ниже

Формирование пространственных представлений у ребёнка проходит несколько этапов.

На первой ступени ребёнку раннего возраста (уже от 7месяцев до 3-х лет) предлагают упражнения, направленные на развитие представлений о схеме собственного тела.

На втором этапе, с появлением активной речи (примерно в возрасте от 4-х лет), ребёнка знакомят с предлогами "в","на","у", "за", "под", "из-за", "из-под","над", со словами "дальше", "ближе", "вверху", "внизу", "сзади". Затем изучают слова "влево", "вправо", "вперед", "назад", "близко", "далеко". Отработка этих навыков происходит через игру, в реальном пространстве.

На третьем этапе (примерно в возрасте от 5,5 лет) ребёнка учат ориентироваться в схематичном пространстве, например, в пространстве листа.

На четвёртом, ребенка (в возрасте 6 -7 лет) обучают умению ориентироваться в так называемом квазипространстве, т.е. в упорядоченной системе знаков и символов (например: представления о времени, числах,  последовательность дней в недели,  месяцев в году, времена года, нотная запись, понимание логико-грамматических конструкций и т.д.). А теперь разберем несколько игровых упражнений для каждого этапа.

Игра на 1-ом этапе.  "Где глазки?"

1. Взрослый постепенно (начиная с одной части тела) показывает на ребёнке, где находятся у него основные части тела (голова, рот, нос, уши, живот, ноги, руки).

2. Затем, взрослый спрашивает: "Где голова?"

3. Ребёнок самостоятельно показывает рукой.

4. Если ребёнок не показывает, необходимо рукой ребёнка, т.е. сопряжено, показать, где голова.

5. Затем опять задается этот же вопрос и ребенок уже показывает на себе.

6. Аналогично изучаются остальные части тела.

7. После того, когда ребёнок научился правильно показывать на себе части тела, взрослый предлагает показать части тела на любимой игрушке, кукле.

8. В дальнейшем, когда основные части тела усвоены ребёнком, изучают: брови, ресницы, лоб, щёки, подбородок, шею, пятки и т. д.

Игры на 2-ом этапе.

"Игрушка"

1. Взрослый предлагает ребенку превратиться в любимую игрушку.

2. Просит ребёнка закрыть свои глаза (можно использовать повязку или платочек).

3. Затем, взрослый придает ребёнку необходимое положение рук, ног, туловищу, голове и просит ребёнка описать свою позу, как можно точнее.

4. Допустим: "Голова опущена вниз", "Правая рука поднята вверх", "Левая рука отведена назад", "Правая нога согнута в колене" и т. п.

5. После, можно поменяться ролями и теперь ребёнок придает определенную позу взрослому.

"Куда спрятались игрушки?"

1. Взрослый берет игрушки. Одни раскладывает на шкафу, а другие на полу.

2. Затем показывает на игрушки, которые находятся на шкафу и говорит: "Наверху находятся: мишка, слон, зайка и т.п. "

3. После, взрослый спрашивает ребёнка: "Где находятся мишка, слон и зайка?". Ребёнок отвечает "Наверху".

4. Взрослый спрашивает: "Кто находится наверху?" Ребенок перечисляет игрушки.

5. В той же последовательности взрослый спрашивает у ребенка про игрушки (машинка, ёжик, мячик), которые находятся внизу.

6. Потом, взрослый спрашивает поочередно по одной игрушки, которые находятся "наверху" и "внизу". "Где находится мишка? ", "Где находится мячик?" и т. д.

 "Озорные человечки"

1. Необходимо схематично (в виде кружочков и палочек) нарисовать на карточках человечков в разных позах.

2. Просим ребёнка взять любую карточку и принять нарисованную позу.

3. Если у ребёнка не получается, тогда обязательно ему помогаем.

4. Просим ребёнка озвучить, какое положение рук, ног, головы, туловища принял он.

4. За правильно выполненное задание, ребёнка можно наградить поощрительным призом (жетоном, наклейкой и т. п.)

"Ищем клад"

1. Взрослый прячет в комнате маленькую игрушку (или сладость).

2. Предлагает ребёнку найти эту игрушку (сладость), озвучивая маршрут передвижения.

3.Допустим: "Идём вперёд три шага", " Повернись спиной к стене", "Сделай вправо один шаг", "Встань так, чтобы оказаться ближе к столу", но дальше от стула", "Подними правую руку вперёд", "Открой верхний ящик", "Загляни под книгу, что ты нашёл?".

 "Робот"

1. Взрослый предлагает ребёнку превратиться в игрушку-робот.

2. Затем называет последовательность движений, которые малыш должен совершить.

3. Вначале важно говорить по одной команде. Если ребёнок справляется, то количество команд в одной просьбе увеличиваем.

Допустим, взрослый просит ребёнка "Подними вверх правую руку", "Прыгни на левой ноге два раза", "Выстави левую ногу назад", если ребёнок справляется, озвучиваем по две команды в одной просьбе: "Вытяни правую руку вперед, а левую ногу поставь назад", "Сделай три шага вперёд и подпрыгни два раза", "Дотронься правой рукой до левого уха, а левую ногу поставь вперёд" и т.п.

4. Когда ребёнок научится правильно выполнять упражнения, взрослый меняется с ребёнком местами. И теперь ребёнок руководит взрослым.

Игры на 3-ем этапе.

 "Идём в гости"

1. Берём лист бумаги и чертим на нём квадрат. Разбиваем квадрат на равные части.

2. В нижний правый угол большого квадрата ставим несколько маленьких игрушек (можно использовать игрушки из киндер-сюрприза) – это гости.

3. В верхний левый угол большого квадрата ставим одну игрушку, эта игрушка – именинник, у него сегодня День рождения.

4. Взрослый предлагает ребёнку передвигать по очереди игрушки-гостей к имениннику по заданному маршруту.

5. Допустим: "Зайчик хочет поздравить ежика с Днем рождения и подарить ему яблоко. Зайчик поскакал". "Одна клеточка вверх."Две клеточки вправо", "Одна клеточка вверх", "Три клеточки влево", "Две клеточки вверх ","Вот он пришёл к нему в гости".

6. Следует начинать играть с небольшого квадрата, затем его размеры и соответственно количество внутренних квадратов можно увеличивать.

 "Магазин"

1. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с ним в игру "Магазин". Для этого он предлагает ребёнку стать продавцом.

2. Для данной игры необходимо приготовить: тетрадь, книгу, папку, карандаш, ластик.

3. По инструкции взрослого, ребёнок раскладывает предметы на столе определённым образом.

4. Допустим: "Положи карандаш на книгу", "Положи книгу на карандаш", "Положи карандаш между книгой и тетрадью", "Положи тетрадь под книгу" и т.п.

5. Если ребёнок правильно выполняет простые инструкции, тогда её усложняют: "Положи ластик ближе к тетради, но дальше от коробки", "Положи карандаш слева от тетради, а ручку справа от тетради ", "Положи книгу слева от коробки, но справа от карандаша", "Положи тетрадь так, чтобы она оказалась и под книгой и под коробкой" и т.п.

Игра на 4-ом этапе.

 "Правда, не правда"

1. Для этой игры, взрослый определяется с темой и задает по ней вопросы ребёнку определённым способом.

2. Допустим, выбирается тема "Времена года".

3. Вопросы могут быть следующими: "Правда, что зимой в лесу растут грибы?", "Правда, что снег идёт летом?", "Правда, что декабрь первый месяц лета?", "Всегда ли после весны наступает лето?", "Правда, что перед апрелем бывает март?" и т.п.

4. Темы для данной игры могут быть следующими: "Овощи", "Фрукты", "Животные", "Насекомые", "Мебель","Посуда", "Цветы" и т.п.

При выполнении этих упражнений старайтесь придерживаться основных правил:

  • Начинайте всегда с более простых заданий, постепенно их усложняя.
  • Не требуйте от ребёнка больше, чем он может на данный момент.
  • Используйте игровые формы: придумывайте свои интересные сюжеты и новых героев.
  • И конечно же вооружайтесь позитивным, хорошим настроением!

Желаю вам развития и успехов!

Савкина Марина, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников