Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с РАС в игре

Одним из ведущих проявлений РАС у детей является нарушение коммуникации и социального взаимодействия. Определённый уровень развития социально-коммуникативных навыков является хорошей предпосылкой не только для установления и поддержания контакта с окружающими, но и для более успешных и продуктивных занятий с разными специалистами, необходимыми ребёнку с РАС.

Именно поэтому нормализация коммуникативного развития ребёнка является очень важным направлением психолого-педагогической коррекции. И главным специалистом в начале этой работы выступает самый близкий человек – родитель.

С чего же начать эту работу? Ответ на данный вопрос можно найти в эмоционально-смысловом подходе, который предлагает развивать социально-коммуникативные навыки ребёнка через игру и другую совместную деятельность.

Поэтому начинать следует с самого приятного – совместной игры! Только не в том классическом варианте с сюжетом и распределением ролей. Это пока, скорее всего, недоступно ребёнку. А с самого простого, базового – хорошо известных всем коммуникативных игр, в которые так любят играть совсем маленькие дети.

1. Игры "лицом к лицу" с использованием песен и потешек

К группе коммуникативных игр или игр "лицом к лицу" можно отнести потешковые игры:

  • игры в прятки ("Ку-ку", "Где детка?");
  • игры на руках ("Полетели-полетели", "Ой, качи-качи", "Ай, люленьки да люленьки", "Топ-топ-топоток", "Чики-чики-чикалочки");
  • игры, фиксирующие внимание на лице ("Где щёчки, где носик..?", "Щёчки лопнули");
  • пальчиковые и жестовые игры ("На блины", "Часики", "Ладушки", "Сорока-белобока");
  • игры с неожиданным действием ("По кочкам", "Мчится поезд во весь дух", "Идёт коза рогатая").

В процессе нужно сопровождать каждую игру потешкой, песенкой или игровыми ритмичными фразами, чтобы придавать действиям смысл и предлагать ребёнку определённый игровой сюжет, который можно даже придумать самим.

Хорошо пользоваться играми с лёгкими повторяющимися слогами или короткими словами, которые ребёнок в момент игрового подъёма сможет повторить самостоятельно, если перед этим выдержать паузу. То же относится и к жестовым играм. Возможно, именно это станет первым шагом к развитию навыка произвольного подражания.

2. Подключение к стимуляциям ребёнка и обыгрывание значимых для ребёнка впечатлений, совместные игровые действия

Следующей ступенькой в работе над развитием социально-коммуникативных навыков является подключение к стереотипиям ребёнка и совместные игровые действия. Необходимо быть внимательным в наблюдении за ребёнком и замечать понравившиеся ему впечатления любого характера, запомнившиеся бытовые ситуации или стереотипы, которые он проигрывает в речи, жестах, манипуляциях с предметами.

На этом этапе важно придать смысл действиям ребёнка и преобразовать аутостимуляцию в игровое событие с житейским смыслом. Для этого можно подключиться к любимым действиям ребёнка. Например, если ему нравится открывать и закрывать двери, можно поиграть в игру "Тук-тук, пришли гости".

Так, с помощью эмоционально-смыслового комментария и обыгрывания ситуации можно накопить моменты игрового взаимодействия, а также пробудить интерес к бытовым событиям.

3. Развитие стереотипа сюжета или устойчивой последовательности в игре

Когда ребёнок привыкнет к определённым игровым действиям, следует выстроить из них логическую последовательность, опираясь на стереотип: повторяя игрушки и используемые материалы, не меняя игрового пространства, а также своих действий и комментариев в процессе игры. Наша цель – оформить простой игровой сюжет. Например, "приходим в гости – здороваемся – снимаем обувь – моем руки" и т.д. Так ребёнок станет лучше понимать смысловые связи между житейскими, игровыми событиями, ориентироваться во времени.

4. Насыщение привычной игры новыми деталями и уход от стереотипии.

Следующий этап – расширение игрового сюжета. На этом этапе можно и нужно разбавлять и насыщать игру, опираясь на недавние впечатления и эмоциональный опыт ребёнка. Например, если он не так давно помогал печь пирог – значит, в игре можно не только "прийти в гости", но и помочь "приготовить" какое-нибудь блюдо.

Важно не забывать оставлять паузы для ребёнка, провоцируя его на самостоятельные действия и комментарии. Такое расширение игрового репертуара, скорее всего, отразится и в жизни, и поведение может стать менее стереотипным.

5. Включение в игру "острых" впечатлений: опасности, неожиданности и проигрывание способов разрешения ситуации.

На последнем этапе развития игры в ней должны появиться элементы приключения, опасных обстоятельств, с которыми ребёнок непременно справится, а также получит новый опыт поведения в сложной ситуации и опыт преодоления своих страхов. Например, во время той же игры "в гости", в дом может проникнуть воришка, но мы вызовем полицию или сами прогоним его. В таких играх важно обязательно довести ситуацию до хорошего конца, чтобы ребёнок получил только положительный опыт.

Но на совместных играх работа не заканчивается, а продолжается в более усложнённых, но не менее приятных формах таких, как:

  • совместное рисование (прорисовка и обсуждение произошедших с ребёнком событий);
  • совместное чтение и просмотр мультфильмов и фильмов с комментированием сюжета, поступков и эмоций героев;
  • составление историй про самого ребёнка, ведение дневника, в котором описываются или обрисовываются произошедшие события, обсуждаются эмоции и способы поведения в разных жизненных ситуациях.

Благодаря наполнению стереотипных действий и впечатлений ребёнка смыслом, их проигрывания и осмысления с помощью эмоционально-смысловых комментариев, сюжетных игр, совместного чтения, рисования формируются основы социально-коммуникативных навыков, регуляции поведения и навыков успешного социального взаимодействия.

Тивикова Александра, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой

Фото из свободных источников.