Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Развиваем понимание речи у ребенка

Развитие у ребенка понимания обращённой к нему речи состоит в накоплении пассивного словаря и формировании речевой среды в целом.

Речевая среда подразумевает несколько условий:

Постоянный разговор с ребёнком.
Речь взрослого в разговоре с ребёнком должна иметь четкое произношение. Обязательно озвучивайте не только игрушки и предметы, которые окружают ребёнка, а все свои действия, обычные ситуации и последовательность бытовых, режимных или игровых моментов. При этом взрослый, обращаясь к ребенку, должен задавать вопросы: "Сейчас идём чистить зубы. В какой комнате мы чистим зубы?". "Что мы возьмём с собой для игры в песочнице?".

Определенные требования к вербальному общению с ребёнком.
В близком окружении ребёнка должны быть единые требования к вербальному общению с ним, без противоречивости со стороны значимых для ребёнка взрослых.
Так как навык речи формируется у детей по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих была правильной, интонационно окрашенной, должна сопровождаться улыбкой. Обязательно исключите сюсюканье. Задача близких ребенка состоит в том, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, чистой и четкой. Нельзя говорить: "Посмотри, какая маИнькая сЯбачка!" Правильно: "Посмотри, какая маленькая собачка!"

Постепенное усложнение речевого общения.
Ребёнок растет, развивается, приобретает новые речевые навыки, его кругозор расширяется, увеличивается уровень знаний. Чтобы в полной мере использовать новые приобретённые навыки, необходимо, в соответствии с ними, изменять и уровень требований к его речи.

Организация специальных речевых игр и упражнений.
Игра является наиболее эффективным способом обучения детей. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста и индивидуальных возможностей малыша.

Пассивный словарь – это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но ещё не употребляет в активной речи. Основная задача в занятиях по развитию понимания речи является накопление словарного запаса: слова-предметы/слова-действия/слова-определения. Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают уже знакомые предметы/действия/явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни.

Накопление пассивного словаря:
  • Если ребенок не говорил или мало говорит, не стоит перегружать его пассивный словарь "размытыми" понятиями или обобщающими словами.
  • Старайтесь повторять с ребёнком то, что он уже усвоил, на начальном этапе используйте простые конструкции. "Идём спать". "Возьми яблоко". "Дай куклу".
  • У малыша должно быть желание подражать вам, а для этого создайте позитивную атмосферу для общения и развития.

Панфилова Ольга, учитель-дефектолог Центра им.Г.Е.Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников