Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Ребенок идет в первый класс. Что меняется в жизни семьи?

Поход в первый класс – это стрессовая ситуация не только для ребенка, но и для родителей, так как в жизни семьи наступают значительные изменения. Для родителей – "проверка" границ семейной системы, соотнесение внутрисемейных правил с правилами и нормами внешнего мира. Для ребенка – новая социальная среда, новый коллектив, новые требования и правила. Ко всему этому ребенок должен адаптироваться. Возможность адаптации зависит как от личности самого ребенка, так и от того, насколько он психологически готов к школе.

Психологическая готовность к школе – это уровень развития ребенка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Ребенка можно назвать психологически готовым к школе, если у него достаточно и равномерно развиты: мотивационный, волевой, коммуникативный, эмоциональный и познавательный компоненты. Переход от дошкольного возраста к следующему периоду происходит вследствие преодоления кризиса 7 лет. Ведущей деятельностью становится учебная, формируются внутренние переживания, опосредующие отношение ребёнка к миру, формируется произвольность психических процессов, рефлексия, планирование и т.д. То есть, именно в этом возрасте происходит формирование всех вышеперечисленных компонентов.

Если какой-то компонент развит недостаточно, то, во-первых, нужно выяснить, в какой составляющей идет сбой. Например, ребенок умеет читать, писать, считать, у него хороший кругозор, но он очень сильно боится с кем-то знакомиться. Или он очень умный и развитый ребенок, но абсолютно не может сидеть на месте. В таком случае можно обратиться к психологу, который проведет диагностику готовности к школе и покажет в каком звене есть трудности, расскажет за счет чего можно их решить.

Родителям важно понимать, что психологическая готовность не возникает сама по себе, а формируется постепенно. В норме, к концу дошкольного возраста в рамках ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игры. Игры учат ребенка ждать своей очереди, играть по правилам, не перебивать, уметь проигрывать, просить помощи. Большое значение имеют продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и др.), в которых развиваются высшие формы регуляции деятельности – планирование, коррекция, контроль. В результате принятия игровой роли и ее осуществления ребёнок учится выделять правила и следовать им, что, в свою очередь, обеспечивает переход к сознательному и произвольному управлению своим поведением. В рамках игровой деятельности меняется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру, ребенок начинает соотносить свою точку зрения с другими.

Родителям важно постепенно транслировать первокласснику, что такое школа, зачем она нужна, не пугать его и не использовать школу как карательную организацию, как способ наказания, стараться формировать у ребенка реалистичный, но позитивный образ школы. Ребенку важно знать, что он всегда может обратиться к родителям за помощью.

Если ребенок ни разу не был в школе, но уже отказывается идти в нее, вероятно, он психологически не готов. Если ребенок уже ходит в школу, но через какое-то время стал отказываться от посещения уроков, то здесь может быть как минимум две причины. Первая – трудности непосредственно в усвоении школьной программы. В этом случае ребенку могут понадобиться дополнительные занятия на развитие внимания, памяти, восприятия. Вторая – психологическая, например, трудности в выстраивании коммуникации, страх наказания за неуспехи и т.д. В таком случае родителям важно больше и чаще общаться с ребенком, говорить о том, как он чувствует себя в школе, чем он занят во время перемен, что ему нравится, а с чем возникают сложности.

Если родители замечают, что у ребенка поменялось поведение, например, он систематически отказывается ходить в школу, появились запинки в речи, ребенок плохо спит, стал очень тихим и спокойным или, наоборот, агрессивным и гиперактивным, то важно обратиться за помощью к специалистам, чтобы разобраться и вовремя ему ребенку.

Ермакова Мария, психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Фото из свободных источников