Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Игры на развитие мышления

Мышление – психический процесс, способность человека думать, анализировать, обобщать, сопоставлять предметы и явления. Мышление формируется в процессе практической деятельности и позволяет человеку познать окружающую действительность, предусмотреть последствия тех или иных действий.

Мышление детей с ОВЗ, как правило, ограничено конкретной ситуацией. Деткам тяжело планировать свои действия, устанавливать логическую связь и взаимоотношение предметов и явлений, обобщать свой опыт действий с предметами, у них возникают трудности с переносом различных способов действий при решении новых задач.

Начинать развивать мыслительные процессы у детей с ОВЗ следует с раннего возраста. Так как все психические процессы связаны между собой, то предложенные игры не только помогают в формировании мышления ребенка, но и направлены на развитие речи, внимания, памяти, мелкой моторики.

Для маленьких детей (до 4-х лет) лучше всего подойдут игры с песком, водой, тестом. Такие игры способствуют развитию ребенка, снимают напряжение, дарят позитивные эмоции и помогают наладить эмоциональный контакт ребенка и взрослого.

Игры с водой:

- Переливаем воду в стаканчики из бутылки и обратно. Сколько потребовалось стаканчиков, чтобы вместить воду из бутылки?

- Наполняем полностью бутылку водой. Смотрим , что она тонет в ванной. А пустая бутылка с закрытой крышкой плавает на поверхности.

- Покажите ребенку как пользоваться губкой. Пусть попробует собрать воду из одной тарелки с помощью губки и отжать над другой тарелкой.

- Проводим эксперименты с подкрашенной водой: видно ли что-нибудь сквозь стаканчик с подкрашенной водой и через стакан с чистой водой.

- Бросаем различные предметы в воду: тонут – не тонут.

Игры с песком:

- "Ходим" ладошками по песку, оставляем разводы на песке пальчиком, пересыпаем песок из руки в руку, оставляем следы от формочек на песке.

- Создаем вместе с ребенком простые рисунки на мокром песке.

- Находим в песке различные мелкие предметы.

Игры с тестом:

- Лепка простых форм из теста: колобок, колбаска и т.д.

- Мнем тесто руками, оставляем отпечатки ладошек и пальчиков.

- Украшаем лепешки и колобки из теста различными камушками, горохом, фасолью, крышками, макаронами.

- Раскатываем тесто скалкой.

- Режем безопасным ножиком.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно использовать следующие игры:

"Покормим зверят"

Раскладываем перед ребенком картинки с изображением различных зверей и пищи, предлагаем "накормить" каждого животного.

"Скажи наоборот"

Говорим ребенку слово, а он отвечает противоположным по смыслу (большой-маленький, грустный-веселый). Лучше начинать игру с использованием картинок и постепенно переходить к устному варианту игры.

"Отгадай"

Сложите в коробку несколько игрушек и предложите ребенку рассмотреть их. Далее закройте коробку и опишите одну из игрушек. Попросите ребенка отгадать игрушку.

"Классификация"

Разложите перед ребенком несколько картинок и попросите распределить на группы подходящие картинки.

"Исключаем лишнее"

Разложите перед ребенком 4 картинки, три из которых относятся к одной группе, а 4 к другой (например, три предмета одежды и один фрукт). Спросите ребенка какая картинка не подходит к другим.

"Небылицы"

Раскладываем перед ребенком две картинки. На одной изображены явления, которые могут встречаться в жизни. На другой небылицы (например мальчик в зимней одежде лепит снеговика летом). Также можно рассказать ребенку выдуманную историю с небылицами и попросить ребенка сказать, чего быть не может.

"Предмет-действие"

Предлагаем ребенку соотнести картинки с изображением предметов и действий, которые выполняются с помощью этих предметов (например: ложка – ребенок ест). 

Кузнецова Ольга, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ