Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Развитие памяти у детей: играем и запоминаем

Развитие памяти у детей: играем и запоминаем

Память – высшая психическая функция, направленная на сохранение и воспроизведение информации. Где и когда мы ее используем?
Идёте по улице и напеваете любимую песню – работает память.
Заглянули утром в холодильник, обнаружили, что закончились яйца, помидоры, сыр, а вечером зашли и купили эти продукты, и ничего не забыли – благодарите свою память. И ещё множество подобных ситуаций.

У всех память разная: кто-то удерживает больше информации, кто-то меньше. Некоторым легче запомнить что-то, посмотрев на предмет, и тогда мы говорим про зрительную память. Другим легче запомнить то, что они услышали – это про слуховую память. Иногда недостаточно только увидеть или услышать, а надо ещё записать, ощупать, понюхать... Так работает наше запоминание: подключая больше каналов для восприятия, мы увеличиваем шанс того, что наш мозг запомнит информацию и выдаст ее в нужный момент.
В одном можно быть уверенными – память можно и нужно тренировать. Когда начинать? И с помощью каких приемов это делать?

От 1, 5 лет и старше. Развиваем память
На самом деле начинать развивать память можно уже в достаточно раннем возрасте на самых простых играх. Например, с ребёнком полутора лет можно играть так: возьмите 2 непрозрачные коробки (или кусочки ткани), яркую и интересную игрушку. Положите игрушку в коробку, так, чтобы ребёнок это видел. Закройте коробку крышкой (или спрячьте под тканью). Попросите ребёнка найти игрушку. Важно, чтобы игра была эмоциональной и живой.

В последствии можно усложнить игру. Например, увеличить количество коробок до 3. Или другой вариант: взять 2 разные игрушки, спрятать их в разные коробки так, чтобы ребёнок видел ваши действия. А потом попросить найти одну из них. Например, "где зайка?", "где машинка?".
Обязательно учитывайте возраст и возможности ребёнка. Начинайте тренировку с самого простого этапа, чтобы ребёнок чувствовал себя успешным при выполнении задания. Увеличивайте сложность постепенно по мере овладения ребёнком навыком запоминания.
Вот ещё несколько приемов и игр, которые можно использовать для развития памяти для детей разного возраста.

Игры на развитие памяти у детей
1. "Кто пропал? Что пропало?"

Возьмите 2-3 разных предмета (машинка, мячик, кукла). Положите их перед ребёнком. Попросите его запомнить предметы. Затем, скажите: "Закрой глаза". Уберите один предмет и спросите: "Что пропало?". Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество предметов.

2. "Волшебный мешочек".

Возьмите тонкую, непрозрачную ткань (как вариант тканевый мешочек). Найдите пары предметов: 2 кубика, 2 ложки, 2 машинки, 2 детали "лего" и др. Спрячьте 1 предмет из пары под ткань (или в мешочек). Дайте ребёнку другой предмет из пары, попросите потрогать его, изучить. А затем дайте инструкцию: "Найди такой же на ощупь". Ещё один вариант этой игры – можно взять не предметы, а объекты с различной тактильной поверхностью (кусочек кожи, наждачная бумага, кусочек меха и др.) и также предложить ребёнку найти одинаковые на ощупь. Можно усложнить игру: например, завязать ребёнку глаза и предложить ему ощупывать и искать предметы и объекты с разными поверхностями с завязанными глазами.

3. "Запомни картинки".

Возьмите 3-4 предметных картинки. Предложите ребёнку их запомнить. Затем переверните картинки и попросите его назвать картинки по памяти. Постепенно увеличивайте количество запоминаемых картинок.

4. "Читаем и развиваем память".

Возьмите детскую книжку с красочными иллюстрациями. Предложите ребёнку рассмотреть нарисованных персонажей. Затем переверните страницу и задайте ребёнку вопросы по картинке. Например: "Какого цвета была шапка у мишки?", "Что было у волка в лапах?", "Сколько цветов держала мартышка?", "Сколько мышек ехало в автобусе?" и т.д. Это задание достаточно сложное, потому что необходимо запомнить сразу несколько объектов. Поэтому выбирайте сначала картинки, где будет только один герой и постепенно усложняйте задания, предоставляя картинки с более распространённым сюжетом.
 

5. "Мемори".

Возьмите 4-5 пар идентичных картинок, перемешайте их и разложите картинками вниз. А затем предложите ребёнку открывать сразу по 2 штуки. Если они совпали, значит ребёнок забирает их себе. Если не совпали, то ход предоставляется следующему игроку. В этой игре стоит учитывать, что дети не всегда стараются запомнить расположение картинок, которые уже открывали. На первых этапах их надо этому специально обучать.

6. Учите стихи!

Ведь ничто так не развивает слуховую память, как запоминание стихотворного текста. Начинать можно с самых простых произведений детских авторов. Пусть ребёнок договаривает за вами последнее слово в строчке. Поверьте, придёт время и он сможет рассказать вам стихотворение полностью.

7. Пересказывайте короткие рассказы.

Это задание можно предлагать детям начиная со старшего дошкольного возраста. Конечно, оно немного сложнее, чем заучивание стихов, т.к . нерифмованный текст запоминается труднее.

8. Как ни удивительно, но задавая ребёнку вопрос: "Что было сегодня в садике?", мы так же способствуем развитию памяти. Поэтому не сбрасывайте со счетов вот такое простое упражнение! Внимательно выслушайте ребёнка. Задавайте наводящие вопросы, которые помогут вспомнить информации. Уточняйте какие-то, казалось бы, незначительные детали. Своим неподдельным интересом вы будете способствовать тому, что ребёнок станет более внимательным, научится удерживать больше информации в памяти.

9. Задание "Запомни и запиши" подойдёт для школьников.

Ученикам на уроках часто требуется записывать информацию, воспринятую на слух. Многие дети этого не могут, потому что не удерживают, например, предложение целиком. Рекомендуем начать с одного слова, затем записывать фразу, постепенно "наращивая" количество слов в предложении. Можно начать с темы, которая будет интересна ребёнку или эмоционально положительно заряжена, например, с предложений, где есть юмор. Как вариант можно просить ребёнка помочь вам составить список продуктов, которые необходимо купить: взрослый диктует, а ребёнок записывает (сначала диктуете по одному слову, постепенно двигаетесь к тому, чтобы ребёнок мог запомнить и записать список из 5-6 слов, продиктованных подряд).
Желаем удачи вам и вашему малышу!

Анна Фокина, учитель-дефектолог Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ