Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Деятельность и услуги

Расстройства аутистического спектра. Нарушения сна у детей с РАС

Расстройства аутистического спектра (РАС) – комплексное нарушение развития, которое характеризуется трудностями и ограничениями взаимодействия и построения социальной жизни, склонностью к стереотипному (повторяющемуся) поведению.

Нарушения сна при расстройствах аутистического спектра у детей встречаются в виде:

  • инсомнии (повторяющиеся длительные ночные пробуждения, трудности засыпания, ранние пробуждения, сокращения периода сна). По статистике встречаются в 85% случаев. Довольно часто встречается увеличение периода засыпания (в 53% случаев). Примерно в 10% случаев нарушения сна носят характер частых и длительных ночных пробуждений, раннего пробуждения, нарушения цикла сон-бодрствование. Как следствие, время сна сокращается. 
  • парасомнии (нарушения протекания фаз сна). У детей с расстройством аутистического спектра часто наблюдаются снохождение, ночные страхи, сложности концентрации после пробуждения, бруксизм (скрежет зубами), энурез (недержание мочи), а также нарушение протекания фазы быстрого сна, что может также проявляться пробуждениями и сокращениями времени отдыха.
  • проблем с дыханием (синдром обструктивного апноэ);
  • проблем с движением (синдром беспокойных ног, повторяющиеся стереотипные движения губ, движения больших групп мышц).

Американский институт педиатрии провел массовый опрос, по итогам которого от 44% до 83% детей и подростков с диагнозом аутизм сообщают о наличии нарушения сна, что мешает привычной, повседневной жизни, ухудшает ее качество.

Нарушения сна могут встречаться у абсолютно любых детей, однако они чаще носят временный характер и их выраженность уменьшается с возрастом. Напротив, при расстройствах аутистического спектра такие симптомы часто достаточно устойчивы и продолжительны по времени.

Диагноз аутизм. Причины нарушения сна у детей

К причинам, способствующим нарушению цикла сон-бодрствование (циркадного ритма) относятся:

- нарушение синтеза мелатонина (химического вещества, непосредственно участвующего в данных процессах) и других гормонов;

- аномалии в генах, отвечающих за циркадный ритм;

- высокая чувствительность к внешней среде и сенсорным стимулам;

- ограниченная способность реагировать на социальные сигналы и слабо развитые коммуникативные навыки;

- особенности пищевого поведения детей с РАС, по причине которых в организм поступает недостаточно полезных веществ (витаминов и минералов);

- сопутствующие заболевания ребенка и расстройства развития (умственная отсталость, дефицит сенсорной интеграции, ритуалы, самоповреждающее поведение, повышенная или пониженная сенсорная чувствительность).

Все эти факторы могут мешать установлению норм сна, усугублять или "закреплять" проблемы.

Последствия нарушения сна при детском аутизме

К негативным последствиям нарушений сна относятся:

●      усиление выраженности черт расстройств аутистического спектра (увеличению количества стереотипий, ухудшению социального взаимодействия, повышению агрессивных тенденций, самоповреждению, ухудшению эмоциональной саморегуляции и настроения);

●      снижение когнитивных (познавательных) способностей, например, внимания, памяти и мышления, снижение школьной успеваемости;

●      нарушение поведения в дневное время;

●      повышение риска травматизма;

●      вторичное снижение качества жизни и расстройства сна у членов семьи ребенка с РАС.

Ребенок с РАС. Что делать при расстройствах сна?

Для того, чтобы преодолеть нарушения сна и простроить алгоритм помощи,

специалисты должны ознакомиться с медицинской и семейной историей, подробно узнать об особенностях режима дня ребенка.

Врачу понадобится следующая информация:

- в какое время обычно засыпает/просыпается ребенок;

- бывают ли ночные пробуждения;

- спит ли ребенок днем или нет;

- другие особенности.

Возможно, врач предложит прохождение полисомнографии (исследование различных показателей работы организма во время сна) и актиграфии (исследование движения во сне с помощью дистанционного устройства). Психологи и психотерапевты дадут рекомендации по гигиене сна, помогут выработать "правильные" привычки, которые будут способствовать здоровому отдыху. В некоторых случаях может потребоваться курс поведенческой терапии.

Если данных мер будет недостаточно, то врач назначит медикаментозное лечение, предварительно проинформировав родителей о возможных противопоказаниях. Также специалисты расскажут о средствах дополнительной поддержки, которые могут быть полезны в конкретных ситуациях.

Шаг 1: Изменение основной схемы лечения с учетом влияния сопутствующих расстройств.

При расстройствах аутистического спектра наблюдается высокая вероятность наличия сопутствующих заболеваний, которые могут вносить вклад в нарушения ночного отдыха.

Зачастую дети и подростки с диагнозом аутизм могут принимать лекарства, нарушающие естественный ход сна, например, препараты, стимулирующие физическую и психическую активность. Лечащий врач оценивает эффективность и пользу подобранной медикаментозной терапии. В случае необходимости изменяет схему лечения.

Шаг 2: Поведенческие стратегии.

Семейные факторы и воздействие окружающей среды могут приводить к нарушениям ночного отдыха. Они же и будут мишенью для поведенческой терапии.

Гигиена сна и поведенческие приемы являются краеугольным камнем в построении алгоритма терапии. Они с большой долей вероятности оказывают положительное влияние на сон ребенка, помогают родителям (законным представителям) получить реальное представление о проблеме и практические инструменты для ее преодоления, снизить уровень стресса, изучить рекомендации по установлению режима укладывания и пробуждения.

Например:

  • стоит ограничить физическую активность минимум за 1 час, а оптимально за 6 часов до сна;
  • снизить нагрузку на сенсорные (чувствительные) каналы ребенка и ограничить стимулы, которые вызывают сильную эмоциональную реакцию (просмотр телевизора перед сном, игры в гаджеты);
  • исключить продукты, содержащие кофеин;
  • оборудовать для ребенка отдельное спальное место, которое должно быть удобным, комфортным и использоваться только по прямому назначению;
  • при необходимости использовать утяжеленное одеяло;
  • желательно перед сном хорошо проветрить комнату и затемнить ее.

Психокоррекция обычно включает в себя: информирование о процедурах гигиены и об основных "законах" сна, совместное построение графика отдыха и предшествующих ему ритуалов, исследование детско-родительских отношений относительно устоявшихся привычек, развитие навыков поведенческой терапии.

Среди последних наиболее популярными и эффективными являются:

●      составление расписания, которое в наглядном виде (можно с картинками) показывает режим дня;

●      поддержка и закрепление результата, когда малыш получает приятные бонусы (например, возможность выбрать одну из игрушек, с которой ребенок будет спать ночью). Можно использовать наклейки с похвалой или игры, закрепляющие полезные ребенку навыки (например, билетик на 1 посещение родителя за время, отведенное на сон);

●      "негибкое исчезновение". Родители придерживаются определенного режима засыпания и пробуждения, не заходят в комнату, строго придерживаясь данных правил;

●      "гибкое исчезновение". Родитель находится в комнате ребенка на стуле, но с каждым разом все дальше и дальше отходит от кровати, пока ребенок не привыкнет засыпать один;

●      "приятная рутина". Малышу разрешается ограниченное время (10-20 минут) до укладывания посвятить приятным и успокаивающим занятиям;

●      "постель как место для сна". При приближении времени отхода ко сну с ребенком начинают играть в спокойные игры рядом с кроватью.

Для детей подросткового возраста дополнительно может быть предложена когнитивно-поведенческая терапия. Этот подход доказал свою эффективность и ориентирован на краткосрочное, конкретное изменение моделей поведения, мышления и привычек, приводящих к нарушениям сна.

Шаг 3: Назначение медикаментозной терапии.

Использование лекарственных средств может быть следующим этапом, если поведенческие стратегии и изменение привычек не решили проблему.

Медикаментозная терапия назначается и корректируется только лечащим врачом. Её необходимо соблюдать строго по назначению.

Шаг 4: Использование дополнительных методов улучшения качества сна.

Часто семьи детей и подростков с РАС интересуются возможными дополнительными средствами для улучшения состояния. Такими могут оказаться Sound-To-Sleep (STS) mattress technology и утяжеленные одеяла.

Система Sound-to-Sleep (STS) устроена таким образом, что определенный набор звуковых вибраций, встроенных в матрас, позволяет слышать и чувствовать звуки, которые будут предварительно выбраны для воспроизведения. 

В дополнение к поведенческой терапии данная технология имеет ряд преимуществ. 

Во-первых, дети могут выбирать понравившиеся звуки и вибрации. 

Во-вторых, данная система может быть установлена в домашних условиях.

В-третьих, вибрации, создаваемые технологией матраса, могут активировать парасимпатическую нервную систему, в том числе блуждающий нерв, который имеет решающее значение для расслабления и улучшения сна.

Однако, учитывая особенности сенсорной чувствительности у детей с диагнозом аутизм, нужно предварительно изучить, подойдет ли данная система конкретному ребенку.

Яна Жорина, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Ирина Марук, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ