Размер шрифта:
Цвет сайта:
Изображения:
<\?xml version="1.0" encoding="utf-8"\?>
КОЛЛ — ЦЕНТР+7(495)44-55-495
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
×
Телефоны×
ЗАПИСЬ НА ПРИЁМ (СПРАВОЧНАЯ)+7(495)44-55-495
(многоканальный)
пн-пт 8:00-20:00; сб 9:00-19:00
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ+7(495)952-49-20
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ+7(495)960-34-62
×

Деятельность и услуги

Самоповреждающее поведение и суицидальное поведение

Об этой теме не принято говорить вслух и открыто обсуждать. Мало кто из родителей хочет делиться с друзьями и родными, что его ребенок режет руки или говорит о том, что ему надоело жить. Самоповреждающее и суицидальное поведение детей и подростков – тема до сих пор закрытая, но при это она требует к себе все еще пристального внимания не только взрослых, но и общества в целом.

По данным Детского фонда ООН в России ежегодно совершают самоубийство до 500 ребят в возрасте до 14 лет и около 2,5 тысячи подростков 15-18 лет. Примерно каждый 12-й подросток совершает суицидальную попытку.

По статистике в возрасте от 16 до 24 лет происходит наибольшее число суицидальных попыток. В период полового созревания, 14-15 лет происходит резкое возрастание суицидальной активности, пик которой приходится на 16-19 лет.

Подростковый возраст – переход из детства во взрослую жизнь. Этот период психологи считают кризисным, так как перестраиваются все сферы ребенка, начиная с физиологии, а также меняется социальная среда ребенка, которая требует от него новых поведенческих стратегий, выбора, принятия решений.

Изменения, которые происходят на биологическом и психологическом уровнях в этот период достаточно масштабны. Ребенок на фоне перестройки может испытывать эмоциональный дисбаланс: тоску, тревогу, плаксивость, которые резко меняются на эйфорию и приподнятое настроение.

У подростка постепенно формируется самосознание, чувство автономии и индивидуальности, ощущение себя "взрослым". Формулируется отношение к жизни, смерти, собственным смыслам. Вместе с этим какие-то процессы и навыки созревают быстрее, какие-то медленнее. На этом фоне даже самые малейшие жизненные сложности могут восприниматься подростками как неразрешимые, непреодолимые, вызывающие нестерпимую душевную боль. Это в свою очередь может приводить к самоповреждающему и опасному поведению, а также к суицидальным проявлениям.

Самоповреждения у детей и подростков

По словам медицинского психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой Михаила Александрова, важно обратить внимание на тот факт, что самоповреждения могут появиться не только у детей или подростков, а у человека любого возраста, пола, положения в обществе, социальной принадлежности. Повреждения могут наноситься как с целью самоубийства, так и без нее. В некоторых случаях селф-харм является симптомом психического расстройства, которое важно лечить и наблюдать у врача-психиатра.

К сожалению, дети и подростки не всегда могут справиться со сложными душевными переживаниями, особенно если что-то болезненное случается в их детской жизни (развод родителей, смерть близких, травля, крупные ссоры с друзьями и т.п.). Тогда некоторые из них пробуют заменить боль душевную на боль физическую.

Родителям важно помнить, что самоповреждающее поведение у ребенка – это никогда не норма. Оно требует внимания, немедленного реагирования и коррекции, так как существует реальная угроза для жизни и здоровья.

Существуют различные современные теории, которые пробуют давать объяснение причинам самоповреждающего и суицидального поведения. Одна из таких теорий – био-психо-социальная модель, которая говорит о том, что на появление симптомов влияет всегда совокупность факторов – биологических, психологических и социальных одновременно. Поэтому в лечении подобной проблематики должно быть обязательно сочетание специалистов, работающих с биологией человека, его психикой и психологическим состоянием, а также с ближайшим окружением.

Суицидальное поведение детей и подростков

Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин "эскейп", что можно перевести на русский язык как "красиво уйти из жизни". Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.

По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.

Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.

Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:

  1. Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, "моя жизнь потеряла смысл", "все плохо", "я никому не нужен", "я никому и не интересен", "жизнь как существование"  и т.п.
  2. Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – "хочу заснуть и больше не просыпаться", "хочу, чтобы меня сбила машина", "вот если бы меня не было…" и т.п.
  3. Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс,  минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
  4. Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
  5. Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
  6. Постсуицид.

К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:

  • протест,
  • призыв,
  • избегание,
  • самонаказание,
  • отказ от жизни.

"Призыв"и "протест"среди подростков являются наиболее "популярными"из них.

Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:

  • потеря близкого и любимого человека,
  • хроническое переутомление и усталость,
  • уязвленное чувство собственного достоинства,
  • употребление психоактивных веществ.

Что делать взрослым?

Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:

  • Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
  • Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей

Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления.

Взрослым очень важно не пропустить "первые звоночки" самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам.

Клиника кризисной помощи детям и подросткам в Москве.