Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем

Быть родителем – это не только воспитывать ребенка, проводить с ним время, заботиться, думать о его будущем, но и каждый день сталкиваться с общественным мнением о том, как "правильно" быть мамой и папой, что точно нужно делать, а что категорически нельзя. Кроме этого, окружающие и близкие часто критикуют и осуждают родителей за выбранные воспитательные методы. А в интернете большое количество противоречивых советов. Не удивительно, что у родителя остаются вопросы, ответы на которые не всегда просто найти. Из-за чего может возникать внутреннее напряжение, раздражение на других, на детей и на самого себя, ощущение безвыходности и чувство вины за то, какой я родитель. Попробуем разобраться в огромном потоке рекомендаций. Что на самом деле важно в воспитании, а чем можно пренебречь и, как сохранить себя в родительстве.

«Правильно ли, что я…?»

На приеме у психолога родители часто спрашивают: «Правильно ли, что я…?» или «Как правильно…?». Дело в том, что самое «правильно» – помнить, первое в чем нуждается ваш ребенок – это в вас. И вы уже достаточно хороший родителей, если задаете подобные вопросы.

Понятие «достаточно хорошая мать» принадлежит британскому педиатру и психотерапевту Дональду Винникотту. Оно обозначает мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки. Такая мать не идеальна, она неизбежно совершает ошибки в уходе за ребёнком, но затем исправляет их, делает выводы и пробует разные подходы. Неидеальный уход достаточно хороших родителей приносит ребёнку «разочарование», которое облегчает адаптацию к  реальному миру и помогает вырасти здоровым и независимым взрослым. Винникотт был одним из первых специалистов, кто не осуждал родителей и не требовал от них невозможного. Он был убеждён, что книги и советы только запутывают: мамы и папы из-за них начинают сомневаться в себе и своих способностях заботиться о ребёнке.

На чем же важно сосредоточить свое внимание в воспитании ребенка? В современной психологии есть понятие эмоциональных потребностей. Эмоциональные потребности являются базовыми человеческими потребностями, такими же важными и нисколько не менее значимыми, чем потребность в пище, сне, комфорте. Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка, для формирования уверенности в себе и доверия к миру. Огромное количество информации вы можете найти про потребность в безусловном принятии и любви, но это только одна из нескольких групп эмоциональных потребностей ребенка. Всего их пять:

  1. Потребность в надежной привязанности.

  2. Потребность свободно выражать свои чувства.

  3. Потребность в автономии и компетентности.

  4. Потребность в спонтанности и игре.

  5. Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.

Потребность в надежной привязанности

Что значит?

Надежная привязанность включает в себя удовлетворение потребности в безопасности, понимании, принятии, заботе, поддержке и стабильности.

Как удовлетворить?

  • быть рядом с ребенком, показывать, что ему ничего не угрожает;

  • показывать ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь»;

  • поддерживать, дать понять, что можно спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу;

  • показывать понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так»;

  • создавать у ребенка ощущение, что его не покинут: «Ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады».

Потребность свободно выражать свои чувства

Что значит?

Потребность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции и потребности, отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства.

Эта потребность не подразумевает необходимость немедленного удовлетворения выражаемых эмоций и желаний. Ребенку важно самому учиться выражать то, что его волнует, что он чувствует, чего ему хочется, в чем он нуждается.

Как удовлетворить?

  • пробовать называть за ребенка то, что он чувствует: «Я вижу, что ты очень сильно злишься»;

  • спрашивать ребенка про его чувства и эмоции, предлагать выбрать: «Ты сейчас расстроен или раздражен?»;

  • стараться не стыдить за чувства.

Потребность в автономии и компетентности

Что значит?

Автономия – потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении. Автономия –это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых. Компетентность – способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Как удовлетворить?

  • поощрять самостоятельное поведение ребенка;

  • обсуждать с ребенком, что у него стало получаться лучше по сравнению с сами собой;

  • по мере взросления снижать опеку и контроль над ребенком.

Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю

Что значит?

Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Как удовлетворить?

  • обучать ребенка конструктивно реагировать на ограничения (например, правила поведения в общественных местах, школе, домашние обязанности);

  • формировать представление о своих и чужих границах, о правах, которые есть у самого ребенка и у других людей.

Потребность в спонтанности и игре

Что значит?

Ребенку очень важно иметь возможность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять чувства, искренне выражать эмоции. Игра воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, через игру ребенок познает жизнь, получает приятную физическую нагрузку и удовольствие. Потребность в спонтанности – одна из базовых потребностей человека в любом возрасте, а не только в дошкольном, как может показаться на первый взгляд. У взрослого человека также есть потребность в спонтанности и игре, которая выражается через юмор, творческую деятельность, игровые виды спорта, различные хобби, флирт.

Как удовлетворить?

  • играйте, шутите, балуйтесь, дурачьтесь со своими детьми;

  • находите время для спонтанных событий и мероприятий: пофантазировать на что похоже облако или покривляться перед зеркалом;

  • показывайте, что радуетесь, смейтесь вместе.

И если у вас все же возникает вопрос: "Хороший ли я родитель?", - это значит, что вы уже многое делаете для своего ребенка и его благополучного будущего.

Радченко Виктория, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, Член молодежного совета

Другие статьи