Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

+7 (495) 960-34-62
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем

Быть родителем – это не только воспитывать ребенка, проводить с ним время, заботиться, думать о его будущем, но и каждый день сталкиваться с общественным мнением о том, как "правильно" быть мамой и папой, что точно нужно делать, а что категорически нельзя. Кроме этого, окружающие и близкие часто критикуют и осуждают родителей за выбранные воспитательные методы. А в интернете большое количество противоречивых советов. Не удивительно, что у родителя остаются вопросы, ответы на которые не всегда просто найти. Из-за чего может возникать внутреннее напряжение, раздражение на других, на детей и на самого себя, ощущение безвыходности и чувство вины за то, какой я родитель. Попробуем разобраться в огромном потоке рекомендаций. Что на самом деле важно в воспитании, а чем можно пренебречь и, как сохранить себя в родительстве.

«Правильно ли, что я…?»

На приеме у психолога родители часто спрашивают: «Правильно ли, что я…?» или «Как правильно…?». Дело в том, что самое «правильно» – помнить, первое в чем нуждается ваш ребенок – это в вас. И вы уже достаточно хороший родителей, если задаете подобные вопросы.

Понятие «достаточно хорошая мать» принадлежит британскому педиатру и психотерапевту Дональду Винникотту. Оно обозначает мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки. Такая мать не идеальна, она неизбежно совершает ошибки в уходе за ребёнком, но затем исправляет их, делает выводы и пробует разные подходы. Неидеальный уход достаточно хороших родителей приносит ребёнку «разочарование», которое облегчает адаптацию к  реальному миру и помогает вырасти здоровым и независимым взрослым. Винникотт был одним из первых специалистов, кто не осуждал родителей и не требовал от них невозможного. Он был убеждён, что книги и советы только запутывают: мамы и папы из-за них начинают сомневаться в себе и своих способностях заботиться о ребёнке.

На чем же важно сосредоточить свое внимание в воспитании ребенка? В современной психологии есть понятие эмоциональных потребностей. Эмоциональные потребности являются базовыми человеческими потребностями, такими же важными и нисколько не менее значимыми, чем потребность в пище, сне, комфорте. Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка, для формирования уверенности в себе и доверия к миру. Огромное количество информации вы можете найти про потребность в безусловном принятии и любви, но это только одна из нескольких групп эмоциональных потребностей ребенка. Всего их пять:

  1. Потребность в надежной привязанности.

  2. Потребность свободно выражать свои чувства.

  3. Потребность в автономии и компетентности.

  4. Потребность в спонтанности и игре.

  5. Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.

Потребность в надежной привязанности

Что значит?

Надежная привязанность включает в себя удовлетворение потребности в безопасности, понимании, принятии, заботе, поддержке и стабильности.

Как удовлетворить?

  • быть рядом с ребенком, показывать, что ему ничего не угрожает;

  • показывать ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь»;

  • поддерживать, дать понять, что можно спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу;

  • показывать понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так»;

  • создавать у ребенка ощущение, что его не покинут: «Ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады».

Потребность свободно выражать свои чувства

Что значит?

Потребность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции и потребности, отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства.

Эта потребность не подразумевает необходимость немедленного удовлетворения выражаемых эмоций и желаний. Ребенку важно самому учиться выражать то, что его волнует, что он чувствует, чего ему хочется, в чем он нуждается.

Как удовлетворить?

  • пробовать называть за ребенка то, что он чувствует: «Я вижу, что ты очень сильно злишься»;

  • спрашивать ребенка про его чувства и эмоции, предлагать выбрать: «Ты сейчас расстроен или раздражен?»;

  • стараться не стыдить за чувства.

Потребность в автономии и компетентности

Что значит?

Автономия – потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении. Автономия –это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых. Компетентность – способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Как удовлетворить?

  • поощрять самостоятельное поведение ребенка;

  • обсуждать с ребенком, что у него стало получаться лучше по сравнению с сами собой;

  • по мере взросления снижать опеку и контроль над ребенком.

Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю

Что значит?

Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Как удовлетворить?

  • обучать ребенка конструктивно реагировать на ограничения (например, правила поведения в общественных местах, школе, домашние обязанности);

  • формировать представление о своих и чужих границах, о правах, которые есть у самого ребенка и у других людей.

Потребность в спонтанности и игре

Что значит?

Ребенку очень важно иметь возможность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять чувства, искренне выражать эмоции. Игра воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, через игру ребенок познает жизнь, получает приятную физическую нагрузку и удовольствие. Потребность в спонтанности – одна из базовых потребностей человека в любом возрасте, а не только в дошкольном, как может показаться на первый взгляд. У взрослого человека также есть потребность в спонтанности и игре, которая выражается через юмор, творческую деятельность, игровые виды спорта, различные хобби, флирт.

Как удовлетворить?

  • играйте, шутите, балуйтесь, дурачьтесь со своими детьми;

  • находите время для спонтанных событий и мероприятий: пофантазировать на что похоже облако или покривляться перед зеркалом;

  • показывайте, что радуетесь, смейтесь вместе.

И если у вас все же возникает вопрос: "Хороший ли я родитель?", - это значит, что вы уже многое делаете для своего ребенка и его благополучного будущего.

Радченко Виктория, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, Член молодежного совета

Другие статьи