Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Быть родителем – это не только воспитывать ребенка, проводить с ним время, заботиться, думать о его будущем, но и каждый день сталкиваться с общественным мнением о том, как "правильно" быть мамой и папой, что точно нужно делать, а что категорически нельзя. Кроме этого, окружающие и близкие часто критикуют и осуждают родителей за выбранные воспитательные методы. А в интернете большое количество противоречивых советов. Не удивительно, что у родителя остаются вопросы, ответы на которые не всегда просто найти. Из-за чего может возникать внутреннее напряжение, раздражение на других, на детей и на самого себя, ощущение безвыходности и чувство вины за то, какой я родитель. Попробуем разобраться в огромном потоке рекомендаций. Что на самом деле важно в воспитании, а чем можно пренебречь и, как сохранить себя в родительстве.
«Правильно ли, что я…?»
На приеме у психолога родители часто спрашивают: «Правильно ли, что я…?» или «Как правильно…?». Дело в том, что самое «правильно» – помнить, первое в чем нуждается ваш ребенок – это в вас. И вы уже достаточно хороший родителей, если задаете подобные вопросы.
Понятие «достаточно хорошая мать» принадлежит британскому педиатру и психотерапевту Дональду Винникотту. Оно обозначает мать, которая делает все, что в ее силах, признавая при этом, что может совершать ошибки. Такая мать не идеальна, она неизбежно совершает ошибки в уходе за ребёнком, но затем исправляет их, делает выводы и пробует разные подходы. Неидеальный уход достаточно хороших родителей приносит ребёнку «разочарование», которое облегчает адаптацию к реальному миру и помогает вырасти здоровым и независимым взрослым. Винникотт был одним из первых специалистов, кто не осуждал родителей и не требовал от них невозможного. Он был убеждён, что книги и советы только запутывают: мамы и папы из-за них начинают сомневаться в себе и своих способностях заботиться о ребёнке.
На чем же важно сосредоточить свое внимание в воспитании ребенка? В современной психологии есть понятие эмоциональных потребностей. Эмоциональные потребности являются базовыми человеческими потребностями, такими же важными и нисколько не менее значимыми, чем потребность в пище, сне, комфорте. Осознание и удовлетворение базовых эмоциональных потребностей необходимо для нормального психического развития ребенка, для формирования уверенности в себе и доверия к миру. Огромное количество информации вы можете найти про потребность в безусловном принятии и любви, но это только одна из нескольких групп эмоциональных потребностей ребенка. Всего их пять:
-
Потребность в надежной привязанности.
-
Потребность свободно выражать свои чувства.
-
Потребность в автономии и компетентности.
-
Потребность в спонтанности и игре.
-
Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.
Потребность в надежной привязанности
Что значит?
Надежная привязанность включает в себя удовлетворение потребности в безопасности, понимании, принятии, заботе, поддержке и стабильности.
Как удовлетворить?
-
быть рядом с ребенком, показывать, что ему ничего не угрожает;
-
показывать ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь»;
-
поддерживать, дать понять, что можно спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу;
-
показывать понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так»;
-
создавать у ребенка ощущение, что его не покинут: «Ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады».
Потребность свободно выражать свои чувства
Что значит?
Потребность свободно выражать и обсуждать возникающие эмоции и потребности, отвечать и вести себя спонтанно, не подавляя свои чувства.
Эта потребность не подразумевает необходимость немедленного удовлетворения выражаемых эмоций и желаний. Ребенку важно самому учиться выражать то, что его волнует, что он чувствует, чего ему хочется, в чем он нуждается.
Как удовлетворить?
-
пробовать называть за ребенка то, что он чувствует: «Я вижу, что ты очень сильно злишься»;
-
спрашивать ребенка про его чувства и эмоции, предлагать выбрать: «Ты сейчас расстроен или раздражен?»;
-
стараться не стыдить за чувства.
Потребность в автономии и компетентности
Что значит?
Автономия – потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении. Автономия –это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых. Компетентность – способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.
Как удовлетворить?
-
поощрять самостоятельное поведение ребенка;
-
обсуждать с ребенком, что у него стало получаться лучше по сравнению с сами собой;
-
по мере взросления снижать опеку и контроль над ребенком.
Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю
Что значит?
Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.
Как удовлетворить?
-
обучать ребенка конструктивно реагировать на ограничения (например, правила поведения в общественных местах, школе, домашние обязанности);
-
формировать представление о своих и чужих границах, о правах, которые есть у самого ребенка и у других людей.
Потребность в спонтанности и игре
Что значит?
Ребенку очень важно иметь возможность играть, радоваться, дурачиться, спонтанно проявлять чувства, искренне выражать эмоции. Игра воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, через игру ребенок познает жизнь, получает приятную физическую нагрузку и удовольствие. Потребность в спонтанности – одна из базовых потребностей человека в любом возрасте, а не только в дошкольном, как может показаться на первый взгляд. У взрослого человека также есть потребность в спонтанности и игре, которая выражается через юмор, творческую деятельность, игровые виды спорта, различные хобби, флирт.
Как удовлетворить?
-
играйте, шутите, балуйтесь, дурачьтесь со своими детьми;
-
находите время для спонтанных событий и мероприятий: пофантазировать на что похоже облако или покривляться перед зеркалом;
-
показывайте, что радуетесь, смейтесь вместе.
И если у вас все же возникает вопрос: "Хороший ли я родитель?", - это значит, что вы уже многое делаете для своего ребенка и его благополучного будущего.
Радченко Виктория, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, Член молодежного совета