Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Мышление – это процесс, с помощью которого мы понимаем, анализируем и запоминаем информацию, а также решаем задачи и принимаем решения. Для детей младшего школьного возраста, особенно с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитие мышления играет ключевую роль в успешном обучении и адаптации в школе.
Зачем развивать мышление?
Хорошо развитое мышление помогает детям лучше справляться с учебными заданиями, легче ориентироваться в окружающем мире и принимать решения. У детей с особенностями могут наблюдаться трудности в восприятии информации, ее анализе, синтезе, а также в запоминании. Развивая мышление, мы помогаем детям становиться более самостоятельными, уверенными в себе и готовыми к взаимодействию с окружающим миром, решать сложные задачи как в повседневной жизни, так и в учебе.
Какие трудности с мышлением могут возникнуть у детей с ОВЗ?
У детей с ОВЗ могут наблюдаться разные сложности в развитии мышления. Это могут быть:
-
сложности в восприятии и понимании информации;
-
задержка в темпе развития мыслительных операций;
-
недостаточная взаимосвязь между действием, словом и образом;
-
сложности в ориентировке при решение повседневных бытовых задач;
-
трудности в решении логических задач и формировании причинно-следственных связей между событиями и действиями.
Общие рекомендации для родителей
1. Используйте игровые методы.
Дети часто легче воспринимают информацию в игровой форме. Простой пример: кубики или карточки с изображениями животных или предметов могут помочь ребенку научиться классифицировать объекты, развивая логическое мышление.
2. Не обязательно придумывать сложные задания. Для начала можно попросить ребенка найти отличия на картинках, подобрать пару предметов или собрать пазлы. Предложите задачи на сортировку, составление рядов или нахождение лишнего элемента. Это развивает умение анализировать и делать выводы.
3. Чтение и обсуждение книг.
Читайте с ребенком книги, а затем задавайте вопросы по сюжету, помогая ребенку учиться анализировать текст и строить логические связи. Это развивает память, внимание и мышление.
4. Упражнения на развитие воображения.
Попросите ребенка придумать продолжение истории или нарисовать что-то, используя только несколько предложенных элементов. Такие задания помогают развивать творческое мышление.
Упражнения на развитие мышления у детей младшего школьного возраста
Вот несколько конкретных и простых упражнений, которые можно делать дома.
1. Игра «Найди отличие».
Цель: развитие внимания, способность сравнивать и анализировать.
Ход игры: для игры используйте две почти одинаковые картинки (можно найти в интернете или нарисовать сами). Попросите ребенка найти 5–7 отличий между картинками. Объясните ребенку, что каждое отличие нужно внимательно рассматривать и подумать, где оно расположено.
2. Игра «Цепочка слов».
Цель: развитие логического и ассоциативного мышления и воображения, умение находить связи между понятиями.
Ход игры: начните с любого слова (например, "собака"), затем ребенку нужно назвать слово, ассоциирующееся с собакой, затем взрослый называет слово, которое ассоциируется с тем, что назвал ребенок и т.д. по очереди. Игра продолжается, пока ребенок не найдет ассоциацию для каждого слова. Постепенно можно усложнять задачу, добавляя новые ассоциации.
3. Игра «Пазлы с простыми формами».
Цель: развитие логического мышления и пространственного восприятия, развитие навыка ориентации в пространстве, моторных навыков.
Ход игры: используйте простые пазлы (можно выбрать деревянные или картонные элементы с яркими изображениями). Попросите ребенка собрать картинку, следуя подсказкам: "Найди уголок, он соединяет две стороны" или "Теперь найди кусочек с изображением солнца". Постепенно увеличивайте сложность пазлов.
4. Игра «Что лишнее?».
Цель: развитие аналитического и логического мышления.
Ход игры: на карточках изображены 4 предмета: кошка, собака, машина, птица. Попросите ребенка определить, что из этих предметов не подходит по смыслу и объяснить почему. Постепенно увеличивайте количество объектов или выбирайте более сложные группы.
5. Игра «Логические последовательности».
Цель: развитие способности анализировать и находить закономерности.
Ход игры: положите перед ребенком несколько предметов (например, красные, синие, желтые игрушки). Попросите ребенка продолжить последовательность (красный, синий, желтый…). После того как ребенок поймет задачу, усложняйте последовательность, добавляя новые элементы или увеличивая количество предметов.
6. Игра «Тайна цвета».
Цель: развитие творческого и логического мышления.
Ход игры: попросите ребенка придумать несколько предметов, которые могут быть одного цвета (например, все вещи зеленого цвета). Подумайте вместе, какие ассоциации могут быть у разных цветов. Например, для красного — яблоки, для синего — небо. Обсудите, как разные предметы могут быть связаны с цветами и какие эмоции они вызывают.
Процесс развития мышления у детей с ОВЗ требует времени и терпения. Но с регулярной практикой и поддержкой, каждый шаг будет способствовать улучшению их когнитивных способностей и уверенности в себе.
Пухерева Татьяна, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Фото: фрипик