Ориентируемся в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве невероятно важно. У детей с ОВЗ пространственные представления формируются медленно. Затруднения проявляются в определении пространственных отношений между предметами, ориентировки в направлениях, несформированности пространственного анализа и синтеза. Дети могут путать право-лево, верх-низ. Плохо ориентированы в собственном теле: не могут показать уши, колени, путают правую и левую руку и т.д.
Пространственные представления и обучение в школе
Сформированность пространственных представлений является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Т.к. в школе необходимо ориентироваться в заданиях, ориентироваться в пространстве листа, выполнять копирование и переписывание.
У ребёнка с недостаточным развитием пространственных представлений возникают трудности уже на начальном этапе обучения в школе, которые проявляются при обучении письму, чтению, математике, что влияет на успеваемость. Ребенок не справляется с заданиями и в конечном итоге теряет интерес к учебе.
В формировании пространственных представлений задействованы разные психические функции: память, восприятие, мышление. А также различные анализаторы: слуховой, кинестетический, зрительный, осязательный, обонятельный.
Пространственные представления - формируем поэтапно
Процесс формирования пространственных представлений – поэтапный, он начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном и школьном возрасте.
Сначала ребенок учится ориентироваться в схеме собственного тела (ощущения, представления, расположение, части тела). Затем на игрушках и других людях, на рисунках. Покажи, где носик у мишки, покажи, где глазки у мамы и т.д.
Параллельно активно изучается пространство вокруг себя. Например, ребенок постепенно понимает, что шарик укатился под стол, ящик с игрушками расположен рядом с креслом, а точнее левее или правее. Так постепенно формируются пространственные отношения между предметами.
Самым сложным этапом является освоение квазипространственных представлений–представлений о пространственно-временных свойствах и отношениях, относительном расположении объектов, форме, величине. Ребенок осваивает, что какой-то предмет находится выше или ниже, что день короче недели, а месяц длиннее недели.
Играем и развиваемся
Одним из наиболее эффективных методов в формировании и коррекции пространственных представлений у детей с ОВЗ является игра. Игра помогает отработать необходимые навыки и повышает мотивацию ребенка. При этом важно задействовать в работе как можно больше разных анализаторов – тогда эффект от занятий будет более стойким и наступит быстрее.
Например, можно взять тазик и ведро, ребенок будет опускать туда руки и чувствовать, что ведро глубже тазика. Или растянуть веревку между разными предметами и определять, что дальше, а что ближе. Можно просить ребенка положить картинку с одним из времен года, и попросить выложить рядом картинки с двумя другими сезонами. И спросить, что идет ДО весны (например), а что идет после. Тоже самое проделать с днями недели. Не забывайте, что знания о днях недели формируются у детей к 6-7 летнему возрасту. А всю последовательность месяцев ребенок обычно знает к 7-8 годам и может называть месяцы не только в прямом порядке, но и отвечать на вопрос, какой месяц идет до или после какого-то определенного, а также называть принадлежность месяцев к сезонам.
Пухерева Татьяна, учитель-дефектолог Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ