Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Ориентируемся в пространстве
Умение ориентироваться в пространстве невероятно важно. У детей с ОВЗ пространственные представления формируются медленно. Затруднения проявляются в определении пространственных отношений между предметами, ориентировки в направлениях, несформированности пространственного анализа и синтеза. Дети могут путать право-лево, верх-низ. Плохо ориентированы в собственном теле: не могут показать уши, колени, путают правую и левую руку и т.д.
Пространственные представления и обучение в школе
Сформированность пространственных представлений является одним из показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Т.к. в школе необходимо ориентироваться в заданиях, ориентироваться в пространстве листа, выполнять копирование и переписывание.
У ребёнка с недостаточным развитием пространственных представлений возникают трудности уже на начальном этапе обучения в школе, которые проявляются при обучении письму, чтению, математике, что влияет на успеваемость. Ребенок не справляется с заданиями и в конечном итоге теряет интерес к учебе.
В формировании пространственных представлений задействованы разные психические функции: память, восприятие, мышление. А также различные анализаторы: слуховой, кинестетический, зрительный, осязательный, обонятельный.
Пространственные представления - формируем поэтапно
Процесс формирования пространственных представлений – поэтапный, он начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном и школьном возрасте.
Сначала ребенок учится ориентироваться в схеме собственного тела (ощущения, представления, расположение, части тела). Затем на игрушках и других людях, на рисунках. Покажи, где носик у мишки, покажи, где глазки у мамы и т.д.
Параллельно активно изучается пространство вокруг себя. Например, ребенок постепенно понимает, что шарик укатился под стол, ящик с игрушками расположен рядом с креслом, а точнее левее или правее. Так постепенно формируются пространственные отношения между предметами.
Самым сложным этапом является освоение квазипространственных представлений–представлений о пространственно-временных свойствах и отношениях, относительном расположении объектов, форме, величине. Ребенок осваивает, что какой-то предмет находится выше или ниже, что день короче недели, а месяц длиннее недели.
Играем и развиваемся
Одним из наиболее эффективных методов в формировании и коррекции пространственных представлений у детей с ОВЗ является игра. Игра помогает отработать необходимые навыки и повышает мотивацию ребенка. При этом важно задействовать в работе как можно больше разных анализаторов – тогда эффект от занятий будет более стойким и наступит быстрее.
Например, можно взять тазик и ведро, ребенок будет опускать туда руки и чувствовать, что ведро глубже тазика. Или растянуть веревку между разными предметами и определять, что дальше, а что ближе. Можно просить ребенка положить картинку с одним из времен года, и попросить выложить рядом картинки с двумя другими сезонами. И спросить, что идет ДО весны (например), а что идет после. Тоже самое проделать с днями недели. Не забывайте, что знания о днях недели формируются у детей к 6-7 летнему возрасту. А всю последовательность месяцев ребенок обычно знает к 7-8 годам и может называть месяцы не только в прямом порядке, но и отвечать на вопрос, какой месяц идет до или после какого-то определенного, а также называть принадлежность месяцев к сезонам.
Пухерева Татьяна, учитель-дефектолог Центра им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Фото: фрипик