Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
«Подводные камни орторексии»
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
День психического здоровья
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Груня Сухарева – один из самых выдающихся психиатров двадцатого века. Она работала с психическими расстройствами у детей, стояла у истоков детской психиатрии и дефектологии, и открыла аутизм гораздо раньше официальной даты этого открытия.
Груня Ефимовна Сухарева родилась 11 ноября 1891 г. в Киеве.
В 1915 г. она окончила медицинское отделение Киевских высших женских курсов, после чего в течение 2 лет работала врачом эпидемиологического отряда. В 1917 г. она стала ординатором в Киевской психиатрической больнице, а затем там же работала врачом, одновременно исполняя обязанности ассистента и заведующей секцией дефектологии во врачебно-педагогическом институте.
В тот период началась научная деятельность Груни Сухаревой. Одной из первых ее работ было выполненное в 1920 г. "Исследование расстройства вкусовых восприятий у больных прогрессивным параличом и эпилептиков". Ее научное творчество всегда отличалось близостью к актуальным задачам медицинской науки и свидетельствовало о широчайшем диапазоне научных интересов, глубине научных взглядов и тонком понимании психопатологии. При этом все ее работы отмечены простотой, ясностью, последовательностью и систематичностью изложения материала.
С 1921 г. профессиональная жизнь Г.Е. Сухаревой продолжилась в Москве, где она совместно с Н.И. Озерецким и Е.А. Осиповой в течение 3 лет работала в распределительно-наблюдательном пункте и школе-лечебнице для "дефективных" детей отдела детской психопатологии Московского Наркомздрава. Здесь ею были выполнены исследования, посвященные систематизации психических расстройств удетей, детским фантазиям, в том числе при детской шизоидной психопатии.
С 1923 по 1933 г. Г.Е. Сухарева работала сначала ординатором, потом старшим ассистентом и затем заведующей Психоневрологической клиникой Института охраны здоровья детей и подростков.
В 1926 г., то есть за 20 лет до классических статей Л. Каннера и Х. Аспергера, Груней Сухаревой была представлена клиническая картина расстройства, которое сейчас носит название раннего детского аутизма. В работе были приведены истории болезни мальчиков, наблюдавшихся ею в течение 2 лет. Первоначально для обозначения описываемого расстройства Груней Ефимовной был использован термин "шизоидная психопатия", но позднее он был заменен на "аутистическую психопатию". Симптомы данного состояния идентичны тем признакам, которые позднее описали Л. Каннер и Х. Аспергер. В представленном Г.Е. Сухаревой подробном описании детей отмечено парадоксальное сочетание высокого уровня интеллекта и бедной моторики у всех детей, которых она наблюдала. Результаты исследования были опубликованы в 1925 г. в России, а через год – в немецком Научном журнале психиатрии и неврологии.
Тем не менее данная публикация осталась незамеченной. Впервые зарубежные специалисты узнали о ней в 1996 г. благодаря работе S. Wolff, которая не только перевела оригинальную статью с немецкого на английский язык, но и представила Груню Сухареву как первооткрывательницу аутизма. В 2004 г. в нашей стране была переведена книга "Психиатрия детского и подросткового возраста" под редакцией шведских ученых К. Гиллберга и Л. Хеллгрена, в которой также указывается, что за 20 лет до классических статей Л. Каннера и Х. Аспергера, посвященных детскому аутизму, "русский врач Груня Ефимовна Сухарева" описала сходные состояния.
Нет ни одного раздела детской психиатрии, в изучение которого Груня Ефимовна Сухарева не внесла бы значительный вклад. Поэтому вполне обоснованно считать ее одним из основателей отечественной детской психиатрии.
Ей были опубликованы более 150 научных работ, в том числе шесть монографий. Многолетние исследования в области психиатрии были обобщены ею в большом труде "Клинические лекции по психиатрии детского возраста", вышедшем в трех томах, изданных в 1955, 1959 и 1963 гг. и в книге "Лекции по психиатрии детского возраста (избранные главы)". Под ее руководством было выполнено более 30 кандидатских и докторских диссертационных исследований. О педагогическом таланте Груни Ефимовны Сухаревой можно судить по таким ее известным ученикам, как М.И. Лапидес, М.Ш. Вроно, К.С. Лебединская, В.Н. Мамцева, О.Д. Сосюкало, И.А. Полищук и др., многие из которых в последующем возглавили исследовательские подразделения в ведущих психиатрических учреждениях страны и основали собственные научные школы.
Груня Сухарева подчеркивала: "Детский психиатр, наблюдая больных детей в жизни, в семье и помогая им приспосабливаться в школе, получил возможность доказать, какое большое значение имеет общественная среда, правильное воспитание и обучение ребенка для стимуляции его компенсаторных возможностей".
Груня Ефимовна Сухарева умерла после тяжелой продолжительной болезни на 90-м году жизни 26 апреля 1981 г. и похоронена на Востряковском кладбище.
В 2015 году Научно-практическому центру психического здоровья детей и подростков Департамента здравоохранения года Москвы присвоено имя Груни Ефимовны Сухаревой. В данном лечебном учреждении она работала более 40 лет с 1938, когда больница была детским отделением Психиатрическая больница №1 им. Кащенко П.П. (в настоящее время – им. Н. А. Алексеева), по 1979 год.