Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Гимнастика для мозга
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям
Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие
Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях
Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства
А ваш ребенок готов к школе?
Лучшие упражнения для офисных работников
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
"Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе?
Как приучить ребёнка пользоваться горшком
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Трудности обучения
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей
Как подружиться со стрессом
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Сон у детей с РАС
Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки"
Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю?
Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Умение ждать является одним из важнейших навыков функциональной коммуникации для ребёнка с расстройством аутистического спектра. Почему данный навык относится к навыкам коммуникации? Потому что он предполагает определённую коммуникативную ситуацию, в которой происходит взаимодействие двух людей и где умение пойти навстречу другому в ситуации, когда это необходимо, и подождать с реализацией своего желания или намерения. Сложно и не очень понятно.
Нежелательное поведение в ситуации ожидания
Часто родители встречаются с нежелательным поведением ребёнка (криком, плачем, истериками «на полу», агрессией по отношению к себе или к взрослому) именно в ситуации ожидания, которая может случаться в различных контекстах:
-
расставание с любимой игрушкой, когда необходимо выполнить другое задание или действие;
-
подождать, когда мама помоет любимый фрукт;
-
проявить терпение, и выстоять очередь в магазине, чтобы получить конфету только после того, как продукты будут оплачены;
-
подождать своей очереди на занятии, в совместной игре, во дворе и т.д.;
-
подождать мотивационного занятия или игры, а перед этим спокойно выполнить действия, о которых ребёнка просит взрослый или которые ему необходимо сделать (например, уроки).
Умение ждать может пригодиться в практически любых социальных ситуациях, в которые попадает ребёнок.
Неумение выдерживать ситуацию ожидания значительно затрудняет процесс адаптации ребёнка к условиям среды в разном окружении и разных ситуациях и местах (дома, в магазинах, поликлиниках и парикмахерских, в досуговых и образовательных учреждениях).
Существует несколько шагов и общих принципов, используемых при обучении навыку «ждать», которые помогут родителям в начале обучения. Однако, стоит отметить, что умение ждать – это сложный «поведенческий» навык, который часто требует анализа специалистом поведения ребенка и конкретных ситуаций для определения причины, провоцирующей нежелательное поведение, реакций взрослого, альтернатив, предлагаемых ребёнку в ситуации ожидании, постепенного "наращивания" времени ожидания, а иногда, и отсутствие у ребёнка навыка выразить своё желание/нежелание, согласие/несогласие приемлемым способом.
Поведенческие аналитики (ABA-терапевты), работающие над развитием данного навыка, составляют для ребёнка индивидуальные поведенческие планы. Желательноперед началом домашней работы обсудить стратегии с квалифицированным специалистом, а также в дальнейшем обсуждать всесложности, возникающие в процессе формировании данного навыка.
Принципы обучения навыку ожидания
Шаг 1-й. Определите ситуацию, в которой необходимо научить ребёнка ждать, и опишите его поведение. Как бы вы хотели, чтобы ребенок вёл себя в ситуации ожидания?
Пример: ребёнок спокойно сидит за столом, не убегая, и ждёт, пока взрослый положит в тарелку еду и поставит её на стол.
Совет: если ребёнок не демонстрирует умение ждать сразу в нескольких ситуациях, то следует начинать работать в рамках одной ситуации. Когда навык закрепится и будет отработан, его можно будет переносить на другие занятия ребёнка.
Шаг 2-й. Поставьте реалистичную и функциональную для ребёнка цель. Пример: ребёнок спокойно сидит за столом и ждёт в течение одной минуты, пока взрослый (мама, папа, бабушка) положит в тарелку еду и поставит её на стол.
Советы:
-
оптимально для ребёнка не начинать со слишком большого количества времени, ведь часто бывает так, что ребёнку сложно подождать даже несколько секунд, в таких случаях его зона ближайшего развития – именно несколько секунд (а не минута, или две);
-
следует не спешить изменять цель и увеличивать желаемое время ожидания, важно дождаться закрепления навыка: когда ребёнок будет демонстрировать спокойное ожидание в рамках указанного времени, как правило, в течение 3-х дней и в ситуациях с разными людьми, только тогда можно «переходить на следующий уровень» и постепенно увеличивать время ожидания.
Шаг 3-й. Используйте во время ситуации ожидания – «помощников» (таймер, будильник, планшет), которые ребёнок может держать в руках.
Пример: ребёнку говорят: «Жди». Дают в руки, к примеру таймер, и ребёнок, ориентируясь на визуальную опору, ждёт, когда время истечёт. После звукового сигнала взрослый этот предмет забирает.
Шаг 4-й. Используйте визуальные опоры и жесты, которые будут ассоциироваться у ребёнка с просьбой «Жди».
Пример: ребёнку говорят «Жди», показывают жест «Жди» (протянутую к ребёнку ладонь, которая также часто обозначает жест «стоп») или дают в руки специальную карточку с надписью «Жди», которую можно сделать самостоятельно или найти на сайтах, где собраны материалы для использования альтернативной коммуникации PECS.
Шаг 5-й. Обязательно сразу же подкрепляйте спокойное ожидание ребёнка в течение желаемого времени.
Пример: ребёнок спокойно подождал получение своего перекуса, похвалите его, озвучьте, что он сделал, скажите: «Молодец, ты подождал!», пощекочите или дайте ему двойную порцию любимого перекуса.
Совет: хорошо, если подкрепление будет естественным (например, подождал перекуса – получил еду; подождал, пока мама поиграет с игрушкой или посмотрит что-то на планшете – получил игрушку или планшет обратно).
Шаг 6-й. Используйте короткие визуальные расписания «Сначала-потом», плашки с жетонами (в количестве до 3-х, затем до 5-ти, затем до 10-ти). Подкрепляя жетоном «каждую секунду» ожидания или перенаправляя ребёнка на визуальное расписание и озвучивая его, например, «сначала помыть руки, потом кушать» и т.д.
Правила поведения
Часто родители встречаются с проблемой, когда ребёнок ни на секунду не может отдать, например, любимую игрушку.
В этой ситуации также важно соблюдать определенную последовательность действий и учить ребёнка отдавать этот предмет взрослому, а затем другому ребёнку. Помимо описанных выше шагов, важно соблюдать несколько правил.
Правило 1. Не стоит начинать отрабатывать данный навык на самой любимой игрушке ребёнка. Для начала можно взять то, что ребёнок любит, но не настолько сильно, чтобы не принять ситуации ограничения доступа к этому предмету (то есть ребёнок может спокойно отреагировать на то, что взрослый возьмёт этот предмет обратно).
Правило 2. Используйте кодовые фразы, чтобы ребёнок учился понимать контекст ситуации и действия, совершённого взрослым, и соблюдать очерёдность хода. Пример: скажите ребёнку: «Теперь я поиграю», играете перед ним несколько секунд, затем возвращаете ребёнку.
Совет: не стоит возвращать ребёнку предмет, если он ждёт «неспокойно» (вокализирует, тянет к предмету руки). В таких ситуациях имеет смысл уменьшить время ожидания или попробовать тренировать навык с использованием другого предмета.
Правило 3. Усложняйте реакцию ребёнка и работайте над развитием самоконтроля в ситуации ожидания, оставляя предмет не у себя в руках, а, например, на столе перед ребёнком, задача которого будет выполнять просьбу «Жди» и не дотрагиваться до предмета, пока не истечёт время и взрослый не разрешит этого сделать. В дальнейшем, можно выходить из комнаты, и отрабатывать данный навык в ситуации отсутствия взрослого.
Принципы обучения
Важный принцип, который следует соблюдать при обучении навыку ждать – в начале обучения не стоит использовать значимые предметы, игрушки, слишком мотивационные ситуации для ребёнка, это может спровоцировать еще большее нежелательное поведение.
Описанные принципы успешно работают с детьми разного возраста, однако, иногда с такой проблемой сталкиваются и дети среднего школьного возраста, подростки, ребёнок не может подождать мультфильма или компьютерной игры, или прогулки, не сделав уроки. Или не может отказаться от планшета, хотя надо идти ужинать, и ребёнку потом будет предоставлена возможность поиграть ещё.
В таких ситуациях хорошо помогает применение расширенных визуальных опор-визуальных расписаний, составляемых на целый день или часть дня; используемых в школе или в другом учреждении со «структурой», куда ходит ребёнок. А также, в различных социальных ситуациях: поликлинике, магазине, парикмахерской и т.д.
Данное расписание можно сделать и составить самим, формируя его из тех активностей и действий, которые ребенок должен сделать до получения желаемого.
Работать с расписанием можно разными способами: ребёнок снимает карточки с визуального расписания по мере выполнения изображённых дел или ставит под карточками галочки.Если он любит цифры, то ставит цифру под каждой активностью. Еще один вариант - стирать на планшетке написанные дела и наблюдать за тем, как она становится пустой и на ней остаётся только мотивационная активность.
Тивикова Александра, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой
Фото: фрипик