Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Синдром Каннера (ранний детский аутизм)

Синдром Каннера имеет множество синонимов (ранний детский аутизм, детский аутизм Каннера, эволютивно-процессуальный аутизм Каннера, инфантильный аутизм Каннера) и относится к многообразию аутистических расстройств. Несмотря на то, что первые научные исследования, посвященные этой проблеме, появились еще в первой половине прошлого века, свое название – синдром Каннера данное состояние получило только в 1943 году. Произошло это благодаря врачу-психиатру Лео Каннеру, который выделил и описал особые изменения в поведении детей, которые становятся заметны уже на 1-2 году жизни.

К сожалению, на вопрос о точных причинах возникновения синдрома Каннера наука пока что ответить не может. Ведущую роль в его формировании различные исследователи приписывают генетическим нарушениям, патологии развития мозга, расстройствам нейрохимических и иммунных процессов.

В целом, основные проявления синдрома Каннера сводятся к отгороженности от реального мира, наличию стереотипных форм поведения и своеобразию становления психоречевых функций.

Раннее развитие ребенка

Рожденный в положенный срок, с нормальными показателями веса и роста, младенец проходит определенный последовательный путь психоневрологического, речевого, эмоционального и моторного развития: новорожденный зажмуривается при ярком свете, вздрагивает или поворачивает голову на громкий звук; к месяцу он умеет улыбаться, реагирует на обращение к нему, начинает на короткое время удерживать голову.

К 3 месяцам ребенок демонстрирует комплекс оживления (активно двигается, гулит и улыбается); тянет руки при появлении значимого взрослого или интересной игрушки, начинает переворачиваться. В 5 месяцев способен уверенно различать своих и чужих, к 6 месяцам проявляет все больший интерес к окружающему, реагирует на свое имя, лепечет. Уже в 8 месяцев малыш все больше включается в общение, используя лепет и жесты, может подражать взрослым, умеет сам вставать и садиться. Постепенно расширяется репертуар эмоциональных реакций, становится более разнообразной игра, ребенок начинает обращаться с игрушками, учитывая их назначение: катает машинку вперед-назад, кидает мяч. В год в речи появляется порядка 5 лепетных слов, используется указательный жест, обнаруживается интерес к иллюстрациям в книгах, ребенок начинает ходить, совершенствуется мелкая моторика, становится доступным пользование ложкой.

Синдром Каннера в раннем возрасте. Что могут заметить родители?

При синдроме Каннера ребенок с самого начала своей жизни развивается по-другому пути.

В раннем возрасте такие дети могут не реагировать на свет и звук, бывают безразличны или, наоборот, чрезмерно чувствительны к дискомфорту, вызванному, к примеру, мокрыми пеленками или голодом, что проявляется в пассивности или плаксивости. Они могут отказываться от еды, "выворачиваться" из рук матери при попытках накормить.

Эти малыши не реагируют на обращение, не заглядывают в лицо, не смотрят в глаза, не тянутся на руки, не различают своих и чужих, нередко бывая равнодушными, в том числе и к собственным матерям. Комплекс оживления может быть выражен слабо, возникать спонтанно или вовсе иметь направленность на неодушевленный объект. Ребенок не всегда может отличить одушевленный объект от неодушевленного.

Игра ребенка с ранним детским аутизмом также весьма своеобразна: порой интерес к игрушкам не пробуждается довольно долгое время, а впоследствии предпочтение отдается и вовсе неигровым предметам: кухонной утвари, ватным палочкам, пакетам, кусочкам бумаги – желанной вещью может стать что угодно.

Прослеживается склонность к так называемым стереотипным играм, суть которых сводится к бесцельному и многократному повторению одного и того же действия. Это может быть пересыпание песка, переливание воды, выстраивание предметов в ряд или же повторяемая последовательность действий: сначала надо положить кастрюлю на кровать, стукнуть по ней куклой, потом произнести определенное слово. Только так и никак иначе! Любое вмешательство взрослого с целью нарушить привычный ход событий может быть встречено бурной негативной реакцией – от плача до агрессии. Впрочем, такое положение дел касается не только игр: дети с синдромом Каннера вообще особо чувствительны к постоянству окружающей обстановки и болезненно реагируют на любые, даже незначительные с точки зрения взрослых изменения. К примеру, ребенок может категорически отказаться от новой одежды или попытки взрослого повести его на прогулку другой дорогой. Разумеется, свое несогласие он будет выражать в доступной ему форме – крик, плач, "истерика", побег, разрушительные действия, агрессия, направленная на окружающих или самого себя.

Ребенок с ранним детским аутизмом. Особенности поведения

Своеобразие пищевого поведения довольно часто встречается у детей при раннем детском аутизме. Накормить ребенка порой становится настоящей проблемой для семьи в связи с выраженностью изменений вкусовых пристрастий: снижение аппетита, отказ от знакомства с новой едой, предпочтение строго ограниченного и далеко не всегда полезного "репертуара" продуктов, непринятие твердой и мясной пищи – это то, с чем наиболее часто сталкиваются родители.

Окружающая среда зачастую становится источником дискомфорта. Вероятнее всего это связано со специфическими особенностями сенсорного профиля малыша – повышенной чувствительностью к определенным видам раздражителей: слуховых, тактильных, световых и пр. Интересно отметить, что гиперчувствительность может быть весьма выборочной. К примеру, ребенок спокойно переносит грохот отбойного молотка, а звук включенного пылесоса вызывает у него панический ужас.

На почве вышеописанного сенсорного своеобразия очень легко формируются устойчивые, сохраняющиеся годами и порой необычные, несвойственные возрасту страхи: боязнь шума бытовые приборов, определенных животных, вещей какого-то одного цвета и т.д.

Внешнее выражение неудовольствия, неудобства или страха может, как уже говорилось, проявляться по-разному: от крика до аутоагрессивных (самоповреждающих действий), когда малыш способен ударять себя, кусать, царапать, биться головой о твердые предметы.

Синдром Каннера у детей: особенности развития

Речь детей с синдромом Каннера также необычна. Как правило, она лишена коммуникативной направленности, т.е. не служит средством для общения, выстраивания продуктивного, целенаправленного диалога.

Первые слова нередко появляются уже к году, фраза – к 2-3 годам, а по мере пополнения словарного запаса мы наблюдаем эхолалии и эхофразии (повторение услышанных слов и фраз), которые произносятся вне контекста ситуации без понимания смысла сказанного. Ребенок может декламировать стихи, воспроизводить длинные и сложные фразы из мультфильмов, обнаруживая хорошую механическую память и богатый словарный запас, вот только значение собственных высказываний для него будет недоступно.

Часто встречаются нарушения звукопроизношения, интонации и темпа речи – ребенок не выговаривает отдельные звуки, его речевая деятельность лишена интонаций или наоборот, окрашена своеобразным интонированием ("интонационная вычурность"), ускорена или замедлена.

В отдельных случаях речевое развитие может выровняться примерно к 7-8 годам.

Особые отношения выстраиваются и с местоимением "я". Его появление свидетельствует о том, что ребенок начал выделять себя из окружающего мира – это часть формирования самосознания и взаимодействия с социумом.

Ребенок с синдромом раннего детского аутизма как бы пребывает в "ином психическом пространстве". Малыши могут говорить о себе во втором или третьем лице: "Ты устал", "Катя хочет гулять". В ряде случаев "я" становится доступным ближе к 8 годам.

Говоря о любых речевых расстройствах, важно помнить, что речь не существует сама по себе, отдельно от психического и интеллектуального развития, а является непосредственным отражением высших психических функций. Именно поэтому, преодоление речевых нарушений стоит на втором месте после преодоления нарушений интеллектуальных, которые отличаются неравномерностью и могут достигать уровня умственной отсталости.

Отмечаемые при раннем детском аутизме снижение способности к абстрактному мышлению, буквальное восприятие мира и неспособность к аналогиям существенно уменьшают возможности ребенка к обучению.

Становление моторных навыков также имеет свои особенности. На фоне общей неловкости, неуклюжести прослеживаются двигательные стереотипии – многократно повторяющиеся движения (взмахи руками, хлопанье в ладоши, кружение на месте, хождение на цыпочках). Нарушено формирование так называемых тонких моторных актов. Ребенку трудно дается застегивание пуговиц, завязывание шнурков, удержание в руке карандаша.

Взаимодействие с другими детьми выстраивается непросто. Дети с ранним детским аутизмом могут бояться или избегать других ребят, а могут быть безразличны к ним. Они не включаются в совместные игры, не демонстрируют интереса к сверстникам, предпочитая находиться в стороне. Позже, в школьном возрасте, могут становиться жертвами насмешек из-за своей непохожести на сверстников и неспособности улавливать тонкие эмоциональные проявления других людей.

Отношения с матерями складываются также своеобразно: чаще всего это симбиотическое существование, когда ребенок не отпускает от себя мать и нуждается в постоянном ее присутствии. Однако при этом в ответ он не проявляет никаких положительных эмоций. Куда реже мы можем наблюдать негативное и даже враждебное отношение, когда ребенок прогоняет мать, проявляет к ней агрессию.

Ранний детский аутизм. Постановка диагноза

Как правило, в поле зрения специалистов ребенок с синдромом Каннера попадает не раньше 2-3 лет, когда родители, персонал дошкольных учреждений и работники служб здравоохранения обращают внимание на всё более выраженные особенности его развития.

Окончательный диагноз ставится врачом-психиатром после подробного сбора анамнестических данных (то есть истории жизни и развития ребенка, включая внутриутробный период), консультирования со специалистами (педиатром, неврологом, при необходимости с другими врачами, а также психологом, логопедом и/или дефектологом) и в сочетании с рядом обследований (анализы крови, мочи, ЭКГ и ЭЭГ и т.д.).

Лечение раннего детского аутизма

Своевременно начатое лечение – одно из важнейших условий достижения положительной динамики. В терапии детей с ранним детским аутизмом в настоящее время используются как лекарственные, так и нелекарственные способы.

Любые медицинские препараты назначаются врачом при наличии строгих к этому показаний. К сожалению, волшебной таблетки для терапии раннего детского аутизма пока не существует. Лекарственные методы воздействия направлены на коррекцию основных нежелательных проявлений, которые препятствуют обучению и адаптации ребенка, нарушая повседневную жизнь: гиперактивность, повышенная возбудимость, протестность, агрессия, расстройства настроения и мышления, интеллектуальное недоразвитие. Чаще всего назначаются нейролептики, антидепрессанты и ноотропы.

Широкий спектр немедикаментозных методов дает возможность успешной интеграции малыша в общество, повышает его жизненную и бытовую адаптацию.

На сегодняшний день активно используются методики психологической и нейропсихологической коррекции, занятия с логопедами и дефектологами.

Включение в психокоррекционную работу семей помогает родителям и близким родственникам не только научиться справляться с собственным переживаниями, связанными с состоянием ребенка, но и находить ресурсы для разрешения кризисных ситуаций, создавать вокруг ребенка гармоничную и безопасную среду, способствующую его росту и развитию.

Важной частью реабилитации является дошкольное и школьное обучение, программы которых подбираются индивидуально с учетом сохранности интеллектуальной сферы.

Прогноз

Прогноз зависит от выраженности симптомов. Часто с возрастом и на фоне лечения проявления заболевания сглаживаются. Можно наблюдать некоторую положительную динамику в виде улучшения контактов с окружающими и расширения спектра социально-бытовых навыков, однако при этом многие эмоциональные, личностные и интеллектуальные особенности сохраняются на протяжении всей жизни.

Римма Кондратьева, врач-психиатр детский Отделения №7 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Другие статьи