Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

+7 (495) 960-34-62
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом

Как мы представляем себе классическое коррекционное занятие? Ребёнок сидит за столом и собирает предложенный педагогом пазл или вкладыш, сортирует предметы по цветам или показывает животных, раскладывает карточки с изображёнными предметами мебели и видами транспорта. Но какое практическое значение для жизни ребёнка имеет выполнение данных заданий?
Конечно, при этом развиваются необходимые навыки и данные задания «подходят» для обучающей ситуации, но в обычной жизни ребёнка они встречаются не так часто и развиваемый навык редко отрабатывается вне занятия. А ведь для детей с особенностями развития очень важна практическая ориентированность обучения – активное применение навыка в бытовых ситуациях.
Как же, развивая нужные навыки, соединить классические дидактические задания с практической частью? Для этого надо добавлять в обучение ребёнка задания с функциональными целями!

Вот несколько идей для разных направлений работы.

Формирование представлений о цвете и величине предметов:
• разложить пары носков по цветам;
• разложить заколки разного цвета по отделениям органайзера соответствующих цветов;
• разложить столовые и чайные ложки.

Развитие навыка выполнения простых инструкций:
• выполнить инструкцию «дай...», используя при выполнении задания те предметы, с которыми ребёнок часто имеет дело в жизни (чашку, ложку/вилку, тарелку; предметы одежды)
• постепенно усложнить инструкцию, включив в неё других действующих лиц, используя формулировки «дай маме/дай бабушке..»;
• выполнить инструкцию «покажи», разложив перед ребёнком часто используемые при приготовлении еды продукты.

Развитие навыка визуального восприятия:
• подобрать пары к перчаткам с разными узорами, используя инструкцию «Где такая же?»;
• используя натуралистичные муляжи овощей и фруктов, поиграть в лото – накладывать муляж или настоящий овощ/фрукт на соответствующее изображение на карточке.

Расширение представлений о категориальных группах:
• разложить по двум корзинкам ложки и чашки (желательно разные: разного материала, размера, цвета), футболки и штаны;
• разложить по двум контейнерам игрушки и предметы одежды.

Развитие пространственных представлений:
• выполнить инструкции, связанные с пространственным расположением часто используемых предметов, например «положи телефон на полку», «положи игрушку в коробку», «положи чашку рядом с тарелкой».

Развитие временных представлений:
• создать визуальное расписание «Части суток» подготовить карточки с изображением активностей ребёнка в течение дня. Например: «утро - встаём с кровати - умываемся - завтракаем - одеваемся - идём в сад».

Предложите ребенку распределить активности в верной последовательности в соответствии с частью суток;
• распределить предметы одежды в соответствии с изображёнными на карточках временами года, задав ребёнку вопрос: «Что наденем зимой? А что - летом?».

Развитие количественных представлений:
• приготовить с ребёнком пирог, попросить его дать вам, например, 2 яйца, 1 упаковку масла, 3 яблока.

Необходимые навыки можно и нужно развивать в рутинных делах, ведь для ребёнка привычная жизнь предоставляет много возможностей для обучения и оно не должно заканчиваться со «звонком», ограничиваясь рамками учебного кабинета. 

Другие статьи