Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Конечно, при этом развиваются необходимые навыки и данные задания «подходят» для обучающей ситуации, но в обычной жизни ребёнка они встречаются не так часто и развиваемый навык редко отрабатывается вне занятия. А ведь для детей с особенностями развития очень важна практическая ориентированность обучения – активное применение навыка в бытовых ситуациях.
Как же, развивая нужные навыки, соединить классические дидактические задания с практической частью? Для этого надо добавлять в обучение ребёнка задания с функциональными целями!
Вот несколько идей для разных направлений работы.
Формирование представлений о цвете и величине предметов:
• разложить пары носков по цветам;
• разложить заколки разного цвета по отделениям органайзера соответствующих цветов;
• разложить столовые и чайные ложки.
Развитие навыка выполнения простых инструкций:
• выполнить инструкцию «дай...», используя при выполнении задания те предметы, с которыми ребёнок часто имеет дело в жизни (чашку, ложку/вилку, тарелку; предметы одежды)
• постепенно усложнить инструкцию, включив в неё других действующих лиц, используя формулировки «дай маме/дай бабушке..»;
• выполнить инструкцию «покажи», разложив перед ребёнком часто используемые при приготовлении еды продукты.
Развитие навыка визуального восприятия:
• подобрать пары к перчаткам с разными узорами, используя инструкцию «Где такая же?»;
• используя натуралистичные муляжи овощей и фруктов, поиграть в лото – накладывать муляж или настоящий овощ/фрукт на соответствующее изображение на карточке.
Расширение представлений о категориальных группах:
• разложить по двум корзинкам ложки и чашки (желательно разные: разного материала, размера, цвета), футболки и штаны;
• разложить по двум контейнерам игрушки и предметы одежды.
Развитие пространственных представлений:
• выполнить инструкции, связанные с пространственным расположением часто используемых предметов, например «положи телефон на полку», «положи игрушку в коробку», «положи чашку рядом с тарелкой».
Развитие временных представлений:
• создать визуальное расписание «Части суток» подготовить карточки с изображением активностей ребёнка в течение дня. Например: «утро - встаём с кровати - умываемся - завтракаем - одеваемся - идём в сад».
Предложите ребенку распределить активности в верной последовательности в соответствии с частью суток;
• распределить предметы одежды в соответствии с изображёнными на карточках временами года, задав ребёнку вопрос: «Что наденем зимой? А что - летом?».
Развитие количественных представлений:
• приготовить с ребёнком пирог, попросить его дать вам, например, 2 яйца, 1 упаковку масла, 3 яблока.
Необходимые навыки можно и нужно развивать в рутинных делах, ведь для ребёнка привычная жизнь предоставляет много возможностей для обучения и оно не должно заканчиваться со «звонком», ограничиваясь рамками учебного кабинета.