Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

+7 (495) 960-34-62
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Тест Векслера

  • Что такое тест Векслера, зачем он нужен, в связи с чем так часто о нем упоминают?

  • И почему важно вспоминать добрым словом ученого с большой буквы Дэвида Векслера.

Что такое тест Векслера? 

Тест Векслера – инструмент для оценки умственных достижений человека в соответствии с возрастными требованиями. На данный момент это один из наиболее достоверных, валидных и надежных тестов.

Стоит отметить, что так было не всегда. Тест прошел долгий путь "обтачивания", который позволил ему стать лидером в области исследования интеллекта и успешно использоваться в прикладных целях.

История его создания теста Векслера ведет к началу 20-го века, когда в американском обществе назрела острая необходимость в формировании системы всеобщего образования населения. Довольно быстро стало понятно, что люди имеют разные способности к обучению и не редко нуждаются в адаптированной программе. Это и привело к необходимости создания инструмента, позволяющего достоверно определить уровень интеллектуального развития.

Несмотря на то, что к тому времени уже было разработано определенное количество тестов в этой области, ни один из них не мог справиться с поставленной задачей в достаточной степени хорошо. И тогда талантливый ученый Дэвид Векслер решил создать новый инструмент, который был построен по более практико-ориентированным принципам и мог выявить "способность действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться с жизненными обстоятельствами", что является базовыми предпосылками способности к обучению. Первая версия теста была создана в 1939, впоследствии тест много раз уточняли, корректировали, улучшали, а также переводили на разные языки, адаптировали к разным социальным и культурным контекстам и тем самым сделали из него один из пяти базовых методик в международных стандартах психологического консультирования.

На данный момент тест Векслера имеет огромную статистическую базу, на основе которой выделены нормативы интеллектуального развития для каждого возраста ("с шагом" по месяцам). Тест продолжает обновляться и видоизменяться в ногу со временем.

 Тест Векслера и его достоинства 

1. Охват разных областей знаний.

Тест состоит из 12 субтестов, в каждом из них исследуются разные области знания (общий уровень осведомленности ребенка об окружающем его мире, умение ориентироваться в простых социальных ситуациях и прогнозировать свое поведение в них, умение использовать простые арифметические действия в жизненных ситуациях, способность устанавливать и осмыслять причинно-следственные связи, запоминать материал на слух, собирать целое из частей, осуществлять манипуляции с предметами и др.).

Такое разнообразие заданий позволяет увидеть сильные стороны каждого ребенка, а также выявить то, над чем необходимо в дальнейшем поработать.

2. Стандартизированные задания.

Это значит, что каждое задание отбиралось на основе большой исследовательской работы с апробацией на многотысячной выборке детей с разными интеллектуальными возможностями.

Данные задания могут крайне незначительно изменяться в зависимости от отдельных особенностей исследования, но в целом остаются постоянными для всех детей.

Таким образом, где бы ребенок не проходил тест Векслера, кто бы из специалистов не проводил это обследование, он будет получать идентичные задания.

3. Последовательное усложнение заданий.

Задания в каждом субтесте представлены по принципу "от простого к сложному", что позволяет:

-         ребенку с любым уровнем интеллектуального развития почувствовать себя успешным в выполнении доступных ему заданий.

-         выявить уровень достижений ребенка в соответствии с возрастными требованиями

-         исследовать потенциал (в особенности, когда ребенок справляется с заданиями, которые доступны детям старшего возраста).

4. Четкая процедура проведения.

Проведение исследования четко регламентировано протоколом, в котором прописаны инструкции к заданиям, указано время, которое на них выделено, виды помощи, которые уместны (в какой форме можно оказывать поддержку ребенку; в каких случаях специалист может подсказать ребенку, но за это ему будет начисляться более низкий балл, когда нельзя подсказывать и др.), за что может начисляться или снижаться балл.

Если процедура нарушается, то балл, к сожалению, за задание не начисляется.

Важно отметить, что порой это происходит не из-за действий ребенка или специалиста, а из-за действий родителя, который, стараясь помочь ребенку, задает ему наводящие вопросы, подсказывает ответы. В связи с этим, специалисту особенно важно в начале обследования правильно дать инструкцию не только ребенку, но и родителю во избежание обидных ситуаций, а родителю постараться удержаться от подобных действий.

Четкая процедура позволяет всем детям быть в равных условиях.

5. Независимость содержания заданий от школьной программы.

Задания отличаются от стандартных школьных заданий и больше ориентированы на те необходимые знания/навыки, которые ребенок должен иметь в соответствии с особенностями возрастного психического развития. Это позволяет:

- детям, не обучающимся в школе, быть успешным в их выполнении;

- всем детям проявить свои знания и навыки в новых ситуациях.

Все это уравнивает возможности каждого.

6. Возможность наблюдения за ребенком в процессе проведения для формирования не только количественных, но и качественных выводов.

Психолог исследует, как ребенок строит общение со специалистом, как реагирует на трудности, расстраивается ли неудачам, насколько его беспокоит успешность выполнения, как быстро выполняет, есть ли специфические ошибки. Это позволяет дать более полную характеристику профилю ребенка.

Что такое показатели теста Векслера?

По итогу проведения тестирования получается три показателя:

  • Вербальный показатель (ВИП) – показывает, как ребенок справился с первой частью обследования, насколько хорошо у него получается решать задания на слух, насколько развита память, логическое и понятийное мышление, умение объяснить и выразить свою мысль.

  • Невербальный показатель (НИП) – показывает, как ребенок справляется с "действенными"заданиями, насколько хорошо он понимает связи на наглядном материале, насколько хорошо развита конструктивная деятельность (умение сопоставлять детали, собирать целое из частей) и др.

  • Общий показатель (ОИП) – оценивает общий уровень достижений с учетом коррекции на индивидуальные особенности (например, в целом ребенок по большинству субтестов теста справился ниже возрастных требований, но в одном из них показал результат выше возрастных требований – в связи с этим происходит обсчет результатов и оценивается то, насколько один субтест мог повлиять на общий результат).

Важно отметить, что это нормально, если у ребенка одни задания получаются лучше, чем другие. Некоторые дети хорошо умеют объяснять свои мысли и предлагать решения, но им сложно справиться с предложенными наглядными материалами. Другие наоборот, могут отлично собирать узоры из кубиков, выделять причинно-следственные связи на наглядном материале, но при этом значительно затрудняться в запоминании материала на слух и в осуществлении простых арифметических действий.

Данный тест позволяет специалисту увидеть, насколько сильно выражена неравномерность развития и дать рекомендации относительно коррекции.

Отметка в 100 баллов +/- 15 является средним показателем, который набирает большинство детей этого возраста. Соответствие показателям 70-80 баллам, обнаруженное до 10-12 лет, позволяет предположить наличие выраженной задержки интеллектуального развития, а после 12 лет такой показатель соответствует пограничному уровню интеллектуального развития. Для диагноза умственная отсталость характерен показатель ниже 70 баллов.

Какие варианты теста существуют?

На данный момент разработаны и адаптированы русскоязычные версии для детей от 5 до 16 лет (детский тест Векслера или WISC) и взрослых (тест Векслера для взрослых или WAIS) для лиц от 16 лет.

Есть ли альтернативы тесту?

Как было ранее отмечено, существует достаточно много тестов на исследование интеллекта, но все из них затрагивают лишь один или небольшое количество аспектов интеллекта.

Тест Векслера объединяет наибольшее количество разных по содержанию заданий и разработан специально для диагностики особенностей интеллектуального развития. Тест позволяет более качественно оценить уровень интеллекта ребенка и степень потребности в коррекционной работе. Можно сказать, что аналога данному тесту на данный момент не существует.

В качестве альтернативной оценки могут использоваться неколичественные методы, такие как экспертная оценка специалиста (дефектолога или психолога) после проведения ряда дополнительных методик и клинической беседы с ребенком.

Изредка, в качестве одной из дополнительных стандартизированных методик могут использоваться Прогрессивные матрицы Равена.

Важно отметить, что существуют другие методики, которые позволяют оценить уровень развития навыков ребенка относительно возрастных норм. Часть из них используют и разрабатывают в рамках АВА-терапии.

Несмотря на свою колоссальную пользу в составлении индивидуальной коррекционной программы, данные методики не ставят для себя целью - диагностику предпосылок мышления и интеллектуального уровня, необходимые для решения вопросов программы дальнейшего образования в учебных учреждениях, поэтому не могут использоваться для этого.

Когда назначают прохождение теста Векслера?

В России, как и во всем мире, данная методика указана как обязательная при подаче документов на изменение условий образования (ЦПМПК) или при запросе на дополнительную социальную поддержку (МСЭ).

Врач назначает данное обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть то, что нарушения поведения и/или трудности успеваемости могут быть связаны со слабостью интеллектуальной деятельности. Результаты тестирования могут дать возможность "защитить" ребенка в школе, подтвердить его право на специальные условия в обучении, потребность перейти на адаптированную программу.

В процессе выполнения специалист может оценить то, с чем могут быть связаны трудности в обучении: с нехваткой/сложностями в формировании отдельного навыка или с мотивацией к учебной деятельности, отношением к ней.

Как проходит тестирование? 

Процедура тестирования напоминает занятие: ребенок сидит на рабочем месте, специалист озвучивает ему то, как будет происходить обследование. Далее предлагает задания в форме вопросов и в виде манипуляции с предложенным материалом (карточки, кубики). Поочередно предъявляются задания из каждого субтеста, при этом переход от одного субтеста к другому специально не озвучивается. Задания в субтесте предъявляются до того момента, как ребенок с ними справляется, в случае ошибки происходит переход к следующему субтесту (количество ошибок для перехода к другому субтесту четко прописаны в протоколе).

По решению специалиста порядок заданий может незначительно меняться, однако чаще всего задания идут в четком установленном порядке (изменения могут осуществляться, например, исходя из актуального состояния ребенка – сильная усталость, агрессия, тревожность).

Обычно тестирование проходит в течение 40-90 минут, но могут быть отклонения по времени из-за влияния разных факторов – например, в зависимости от темпа деятельности ребенка, его способности удерживать внимание, утомляемости, особенностей эмоционального реагирования и др., а также от возраста ребенка (как правило, более старшие дети выполняют большее количество заданий в субтестах, что требует большего времени).

Ограничения для выполнения теста Векслера

Преимущественно ограничения для выполнения теста Векслера касаются наличия нарушений слухоречевого, зрительного восприятия. В силу строгости протокола проведения, тестирование не удается адаптировать для детей с данными особенностями развития.

Среди ограничений можно также выделить снижение целенаправленности в деятельности по разным причинам, в меньшей степени ограничение касается и тех детей, у которых грубо выражен сниженный темп психических процессов. В подобных случаях уместность проведения теста определяется специалистом, исходя из актуального состояния ребенка.

Некоторые родители считают, что проведение теста Векслера не подходит для детей с расстройством аутистического спектра. Это мнение связано с возможной неравномерностью развития ребенка, с особенностью принятия инструкции, ситуативностью мотивации и интереса, а также трудностью переноса выученных навыков (когда ребенок как бы выучил ответ на вопрос, но при изменении формулировки задания затрудняется дать ответ), потребностью в специфических методах преподнесения материала. Тем не менее, диагноз аутизм не является противопоказанием к проведению обследования. Процедура обследования, своей схожестью с тем, как проводятся занятия в школе, позволяет специалисту оценить уровень адаптивности, потенциал гибкости, потребность в рекомендации специальной программы.

Как подготовиться к тесту Векслера. Рекомендации родителям 

1.     Позаботьтесь о том, чтоб ребенок себя хорошо чувствовал, был отдохнувшим, сытым, желательно, в хорошем настроении.

2.     Если вы знаете, что вашему ребенку трудно даются ситуации обследования, новая обстановка, постарайтесь заранее его настроить. Расскажите ребенку о том, что будет происходить в кабинете специалиста ("будут разные интересные задания, наверняка многие их них тебе понравятся").

3.     Избегайте фраз, провоцирующих нарастание тревоги (по типу "от этого все зависит, не смей ошибаться, сейчас тебя будут исследовать" и т.д.).

4.     Удержитесь от желания подготовить ребенка к заданиям теста в виде их прямого заучивания. В 99,9% случаев специалист сразу подмечает это и указывает в своем заключении, что результаты не являются достоверными, описывая причины. Это приводит к тому, что на данные результаты нельзя опереться ни врачу, ни в дальнейшем ЦПМПК, а значит ребенок может остаться без необходимой ему помощи.

5.     Чтобы сформировать у ребенка желание узнавать, изучать, исследовать что-то новое, за несколько дней до тестирования можно поиграть с ним в доступные ему познавательные игры,

6.     Сохраняйте спокойствие! Тест Векслера направлен на то, чтобы выявить объективные возможности ребенка. Действия специалиста всегда направлены во благо ребенку.

Удачи в прохождении тестирования!

Жорина Яна, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ 

Картинка анонса: freepik

 

 

 

 

Другие статьи