Как родителям эффективно общаться с подростком?
Довольно часто при работе с подростками психолог наблюдает «разрыв» во взаимопонимании между подростком и родителем. Поскольку в этой паре взрослый только один, то на его плечи в большей степени и ложится роль того, кто будет искать подход и делать первые шаги.
Следующие рекомендации помогут взрослым посмотреть на общение с подростком по-другому.
1. Активное слушание, то есть понимание и подтверждение информации от ребенка - это по умолчаниюотличные «настройки» для эффективной коммуникации. Так вы даете понять, что слышите собеседника.
- Родитель: "Какие исполнители тебе нравятся?"
- Подросток: "Сейчас больше всего слушаю рэп музыку. Мне нравится тот-то и тот-то. Говорят, у них такие крутые концерты!"
- Родитель: "Аты бы хотел попасть на концерт?"
Каждому человеку, важно понимать, что его слышат и готовы поддержать. Игнорирование – это реакция обесценивания, при которой подросток начинает думать, что он не важен и не нужен.
2. Если вы с чем-то не согласны, не спорьте. Проявите себя как исследователь вопроса, не занимая при этом 100% авторитетной позиции. Так вы сохраните доверие в коммуникации.
- Родитель: "Что ты обычно делаешь в свободное время?"
- Подросток: "Ну, играю в онлайн-игры."
- Родитель: "А про что игры, что там делают?"
- Подросток: "Мы там играем по командам, против друг друга. Нужно перестрелять противников".
- Родитель: "Там твои знакомые или есть те, кого ты не знаешь? Как думаешь у меня бы получилось в нее играть? А у этой игры есть турниры?"
Даже если вы слушаете Стинга и занимаетесь садоводством, а ваш ребёнок Федука и играет в Minecraft, и находите современных исполнителей странными, а игры вредными, не стоит умалять его увлечений и обесцениватьих.
3. Дайте подростку возможность выразить свои потребности и прийти к собственным выводам.
- Родитель: "Как твои друзья? Есть ли кто-то новый в компании?"
- Подросток: "Ну, все по-старому, но пару новых ребят присоединилось недавно".
- Родитель: "Есть кто-то особенный?"
- Подросток: "Ой, мам/пап, нет! Ничего такого пока нет. Я просто наслаждаюсь временем с друзьями".
Важно! Не переходите личные границы и не копайте слишком вглубь. Следите внимательно за реакциями. Не все готовы делиться подробностями личной жизни, и это нужно уважать.
4. Не бойтесь в разговоре выражать свои собственные чувства и переживания. Так вы демонстрируете ценность переживаний и учите подростка ими делиться.
- Родитель: "Я заметил, что ты в последнее время выглядишь немного грустным. Это заставляет меня беспокоиться?"
- Подросток: "Ну, так себе, наверное. Ты не волнуйся, ничего серьезного не случилось".
Так вы можете быть примером выражения неприятных эмоций, неудач, разочарований. Подросток будет понимать, что он не одинок в таких чувствах, ему будет проще поделиться своими переживаниями с вами.
5. Несмотря на желание быть самостоятельным, подростки все же нуждается в некоторых ограничениях и рамках. Подросткам важно соответствовать ожиданиям родителей, хоть вам так не кажется.
- Родитель: "Я вижу ты не готовишься по учебе, а все сидишь в телефоне. Мы с тобой договаривались, помнишь, что если ты не справляешься с учебой, то я помогаю тебе с мотивацией и забираю на хранение твой телефон?"
- Подросток: "Помню, ну еще немного посижу в телефоне".
- Родитель: "Вижу "немного" затянулось. Мы договаривались, что я буду помогать тебе с мотивацией,поэтомуя на время возьму твой телефон на хранение. Как закончишь учебу на сегодня, с удовольствием его тебе верну".
Подростку еще необходимо периодически напоминать об организации деятельности, помогать налаживать мотивацию, но на честной договоренности с объяснением своих действий.
6. Будьте надежной и стабильной фигурой в жизни вашего подростка. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
- Родитель: "Я хочу поехать с тобой туда-то и туда-то, однако мое желание не влияет на обстоятельства, которые могут сложиться по-разному. Мы не отказываемся с тобой поехать. Давай перенесем поездку или может подумаем над альтернативами?
Связь между близкими людьми обычно начинается с того, что один человек "движется" навстречу другому. И каким бы незначительным это ни казалось, каждый родительский шаг в этом направлении имеет важное значение для подростка.
Скосырский Евгений, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой