Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
В современном мире жизнь без цифровых технологий уже сложно представить. С их помощью возможна удаленная работа, доставка продуктов, обучение детей в онлайн формате и т.д.
Как и большинство современных детей, многие дети с РАС проявляют интерес к цифровым гаджетам и компьютеру. Детям с расстройством аутистического спектра сложно коммуницировать с другими людьми и поддерживать зрительный контакт, пользоваться вербальными навыками, которые связаны с речью. Дети предпочитают смотреть мультфильмы и другой детский развлекательный контент на компьютере или планшете, слушать музыку, рассматривать картинки.
В некоторых статьях отмечено, что мигание экрана и его яркие краски, постоянно повторяющийся сюжет мультфильма, обучение английскому алфавиту и цифрам – привлекают детей с РАС. Дети быстро научаются включать и выключать планшет и телевизор, управлять электронным программами, пользоваться сенсорным экраном.
Онлайн технологии для детей с РАС могут быть хорошим инструментом в обучении, поэтому современная школа в настоящее время активно их использует: педагоги отправляют сообщения, обучающие задания и т.д.
Однако для детей с особенностями в развитии использование гаджетов становится повышенной областью интересов и вызывает опасения родителей чрезмерным погружением в онлайн пространство. Также проблема в том, что постоянное пользование онлайн технологий мешает детям с РАС пользоваться речью, затрудняет развитие сюжетно-ролевой игры и контакт со сверстниками и другими взрослыми.
Давайте разберемся с какого возраста допустимо использование электронных устройств:
-
Детям с РАС до 3-х лет не рекомендуется вообще пользоваться гаджетами.
-
Детям от 3-до 6 лет не более 15-20 минут.
-
Детям от 7 до 10 лет - не более 30-40 минут, используя возможности развивающих и обучающих программ.
-
От 10 лет и старше - не более 1-2 часа в день.
Интересно, что иногда гаджет для ребенка с РАС может служить способом самостимулирования. Если ребенок пользуется устройством, чтобы снова и снова выполнять одни и те же действия, получая один и тот же результат, то это не функциональное использование устройством, а способ «стимминга». Родителям важно замечать такие особенности ребенка и стараться их не поддерживать.
Попробует теперь разобраться в причинах, почему родители детей с РАС активно прибегают к гаджетам во взаимодействии с ребенком.
-
Всем родителям нужен перерыв, т.к. возникает истощение, усталость. Один из способов занять ребенка на какое-то время – это использование гаджета.
-
Также часто родители используют гаджет, как способ замещения в детско-родительском контакте (например, когда родители не знают или не умеют играть с ребенком, не понимают, как его развивать). *Важно понять, что если ребенка трудно приучать к навыкам самообслуживания, кормить, привлекать к игрушкам, то эти навыки он не восполнит.
-
Еще один из способов использования гаджета родителями – это «успокоить» ребенка, как бы переключить его с дезадаптивного поведения (сильного крика, долговременного плача, агрессивного и аутоагрессивного поведения и т.д.). При таком подходе родители сами закрепляют нежелательное поведение у ребенка.
Время, которое ребенок с РАС проводит в гаджетах, стоит контролировать. Вот несколько рекомендаций:
-
Родителям нужно договориться и поддерживать единую позицию о правилах использования ребенком компьютера, планшета, телевизора.
-
Использовать гаджеты вместе со взрослым. Взрослый наблюдает за ребенком с РАС и взаимодействует с ним, чтобы играть в игры (смотреть вместе видео, пользоваться обучающим приложением, делится своими эмоциями от совместного времяпрепровождения). *Стоит исключить бесконтрольный доступ к гаджету особенно ребенку дошкольного и младшего школьного возраста.
-
Гаджеты могут быть для ребенка с особенностями в развитии поощрением/бонусом за желательное поведение или выполнение какого-либо задания от взрослого.
-
Если у ребенка уже есть трудности с тем, чтобы отдать устройство, по требованию взрослого, то можно попробовать использовать гаджет в игровой форме по очереди (сначала выполняет электронную игровую задачу взрослый, затем ребенок, потом смена ролей, пока ребенок не привыкнет).
-
Если у ребенка уже сформировался навык с помощью развивающей программы в электронном устройстве (например, запомнил цвета и формы), то постарайтесь перенести этот навык в реальные жизненные условия.
-
Создать визуальное расписание дня, где будет прописано (или показано на картинке), когда можно смотреть мультики или играть в игры.
-
В течение дня вне расписания использовать гаджеты, только в крайних случаях, если все взрослые заняты и не могут привлечь ребенка к своим занятиям.
-
Использовать таймер или визуальные подсказки, которые будут наглядно показывать ребенку, сколько у него осталось времени, чтобы закончить взаимодействие с гаджетом.
-
Предупреждать ребенка незадолго до того, когда планируется забрать гаджет.
-
Время перед сном можно заменить вместо погружения в виртуальное пространство на непосредственное общение с ребенком, чтение книги, успокаивающие игры.
Важно создать в детско-родительском контакте такое взаимодействие, при котором жизнь ребенка наполнена интересом значительнее, чем с гаджетом, тогда будет больше возможностей регулировать отношения ребенка с электронными устройствами и давать пространство для его развития.
Сюткина Елена, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ