Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
В последние годы в научных исследованиях подробно изучается проблема эмоциональной связи детей и родителей.Наиболее ранняя форма детско-родительского взаимодействия – это эмоциональное взаимодействие матери и ребёнка в период до 3-х лет.
Раннее детство – особый период в жизни малыша. Именно в это время происходит активное физическое и психическое развитие, закладывается основа для формирования личности. Однако даже самый тщательный уход и удовлетворение всех физиологических потребностей не будет достаточным без эмоциональной связи ребенка со значимым взрослым.
Считается, что в раннем детстве мать является главным посредником между окружающим миром и ребенком. От их эмоциональных взаимоотношений зависит личностное развитие, успешность, психическое состояние малыша. Эмоциональные взаимоотношения положительно влияют на адаптацию ребенка в социальном окружении. Через взаимодействие с мамой формируется базовое доверие или недоверие к миру.
Если мама понимает сигналы ребенка, вовремя на них откликается, заботится о своем малыше, то у него формируется установка, что мир хороший и доброжелательно относится к нему. Прочная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир малыша и оказывать ему необходимую поддержку в нужный момент. И ребенок в свою очередь через интонации, прикосновения, мимику, удовлетворение базовых потребностей, понимает и чувствует маму. На этом основывается привязанность. Качество и наполненность привязанности определяет все дальнейшее психическое развитие ребенка и закладывает у него способность устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими людьми.
Как ребенок «считывает» настроение мамы?
- Воспринимает настроение по невербальным проявлениям (движениям и действиям).
- Смотрит на мимику, положение бровей, уголков рта, взгляд.
- Реагирует на интонацию голоса, тембр речи.
При рождении одни из первых ощущений у младенца – тактильные, поэтому прикосновения – это одна из базовых психологических потребностей. Если их недостаточно, то малыш обязательно будет об этом сигнализировать. Если этот контакт есть и он нежный и ласковый – ребёнок это чувствует и отвечает взаимностью. Если мама нервничает, устала, обессилена, озабочена какими-то проблемами, то и ребёнок чувствует это, потому что её прикосновения становятся формальными и «холодными».
Эмоциональная депривация
Серьезным препятствием для эмоционального контакта и привязанности между матерью и ребенком является недостаточная эмоциональная отзывчивость матери. Состояние мамы в большинстве случаев находит отражение в поведении ребенка: снижается его игровая деятельность и познавательная активность в целом, если мама постоянно раздражается, пребывает в тревожном или депрессивном состоянии. При отсутствии эмоционального отклика, близости, доброжелательности, что составляет положительную эмоциональность значимого взрослого, ребенок теряет ощущение безопасности, испытывает сильный стресс. Таким образом, чувство незащищенности и отсутствие базового доверия тормозит естественное любопытство ребенка, снижает его исследовательский интерес, являющийся двигателем умственного развития. Длительное отсутствие необходимого эмоционального контакта мамы-ребенка называется эмоциональной депривацией.
Отсутствие эмоционального контакта. Причины.
Можно выделить несколько причин отсутствия положительного эмоционального контакта со стороны матери к ребенку: 1) эмоциональное отвержение; 2) боязнь «избаловать» ребенка; 3) плохое понимание причин поведения ребенка; 4) постоянно меняющиеся лица, ухаживающие за ребенком; 5) депрессия и тревожность у матери.
1. Эмоциональное отвержение: это «холодное», отстранённое отношение родителя к ребёнку. Родитель выполняет заботу о ребенке, но при этом не устанавливает с ребенком эмоционального контакта.
2. Боязнь «избаловать»: когда мама старается как можно меньше брать ребенка на руки, не реагирует на эмоции ребенка, мало разговаривает с ним, не реагирует на достижения ребенка, объясняя это тем, «чтобы не вырос эгоистом».
3. Плохое понимание причин поведения ребенка. Такая форма характеризуется нечувствительностью к потребностям ребенка. В этих случаях матери не подстраиваются к ребенку, его нуждам и, в ряде случаев, не понимают необходимость такой подстройки. В силу недостатка эмоциональной чувствительности в диаде между матерью и ребенком не устанавливается эмоциональный альянс.
4. Постоянно меняются лица, которые ухаживают за ребенком. То есть происходит перекладывание ответственности за ребенка либо на учреждения, либо на других взрослых, близких или нанимаемых людей. Ребенок, по существу, развивается в ситуации отсутствия одного постоянного значимого взрослого.
5. Депрессия и тревожность у матери. Матери, находящиеся в состоянии депрессии очень плохо чувствуют потребности малыша, так как погружены в собственные переживания и формально выполняют действия по уходу. При этом реальная эмоциональная связь депрессивной матери с ребенком отсутствует. При повышенной тревожности и высокой эмоциональной лабильности матери, ребенок не чувствует себя в безопасности.
Поэтому мамам очень важно прислушиваться к своему эмоциональному состоянию, заботиться о своем самочувствии, повышать собственные ресурсы. Атмосфера внутри семьи и поддержка в супружеской паре также имеют большое влияние на эмоциональное состояние мамы; часто помощью служит распределение ролей внутри семьи и опора на помощь близких.
Что поможет маме сформировать эмоциональную связь с ребенком?
- Развитие и доверие своей интуиции, эмпатии к ребенку.
- Тактильный контакт: обнимание, укачивание, поглаживание. Именно телесный контакт знакомит малыша с границами своего тела, его возможностями и ограничениями.
- Внимательное общение, выражение эмоций в мимике и интонации речи, контакт глаз.
- Поиск удовольствия от взаимного общения.
Когда мама устанавливает качественную эмоциональную связь с ребенком – это положительно отражается на всех сферах его развития:
- возрастает познавательная активность: малыш спокойно изучает мир, чувствуя поддержку значимого взрослого;
- физические данные развиваются в большей степени.
- формируется эмоциональный интеллект, то есть развивается способность понимать свои и чужие чувства.
Чем больше сил и уверенности становится у мамы, тем стабильнее и спокойнее она чувствует себя, а значит у нее будет больше тепла и поддержки для ребенка. Мама – самый верный и надежный проводник в мир чувств и эмоций ребёнка!
Сюткина Елена, медицинский психолог Центра им. Г.Е. Сухаревой
Картинка анонса: freepik