Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

+7 (495) 960-34-62
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Психологическая диагностика

Важным этапом работы команды специалистов Центра им. Г.Е. Сухаревой является составление плана лечения и реабилитации с учетом состояния пациента. План разрабатывается на основании комплексного подхода, который включает в себя набор обследований, процедур и методов, часть из которых одинакова для всех, а некоторые подбираются индивидуально по запросу. Психологическая диагностика, как патопсихологическое обследование относится к одним из базовых методов, а остальные варианты психологических диагностик в большей степени относятся к дополнительным.

Психологическую диагностику назначает лечащий врач-психиатр, направляя на тот или иной вид коррекции или на патопсихологическое обследование. Патопсихологическое обследование, как правило, нужно врачу для более детального изучения психологического профиля ребенка для решения вопроса о диагнозе и изучения состояния или проводится в рамках требований к предоставлению документов на комиссии. Для других видов диагностики психиатр выступает как координатор: по запросу и жалобам родителей, состоянию ребенка, результатам психологической диагностики он может предположить потребность в том или ином виде психологической поддержки и предложит вам посещение конкретных направлений работы.

Проводит диагностику клинический психолог. Это специалист с высшим образованием по специальности "Клиническая психология". В работе он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и основных психологических закономерностей функционирования психики, особенностей их работы в норме и патологии.

Для имеющих прописку в Москве патопсихологическая диагностика в рамках назначения является бесплатной, как и услуги по психокоррекции в стационаре, остальные формы и в других условиях предоставляются на платной основе.

Когда в плане заявлено, что требуется психологическая диагностика, некоторые пациенты и их родители могут испытывать тревогу, страх, поскольку не знают, что им предстоит и как именно выглядит работа психолога. Для этого мы подробнее расскажем вам о том, что такое психологическая диагностика, для чего она нужна, как проходит процедура и какие бывают виды.

Что такое психологическая диагностика?

Психологическая диагностика - одна из форм в работе клинического психолога. Это не "экзамен", который определяет дальнейшую судьбу ребенка, а скорее "знакомство", когда психолог старается выявить возможные психологические трудности и дать рекомендации, установить контакт с ребенком, чтобы узнать о нем больше.

Диагностика состоит из нескольких этапов:

●        ознакомление с историей болезни;

●        встреча с ребенком, и, возможно, с родителями или законными представителями для дополнительной информации и сбора жалоб, пожеланий;

●        анализ полученной информации, выделение возможных психологических трудностей и сильных сторон ребенка;

●        фиксация полученных выводов в истории болезни для ознакомления врача.

В случае, если диагностика является частью коррекционных занятий, она проводится с использованием техник, которые дальше будут использоваться для работы с ребенком. При желании специалист может показать родителям, самим детям, как их выполнять, чтобы продолжать программу дома и поддерживать эффект. Также родитель (законный представитель) может переодически посещать занятия, чтобы посмотреть на достижения ребенка и его контакт со специалистом. Этот момент желательно предварительно обсудить с психологом, чтобы вместе решить, как избежать возможного смущения ребенка. В свою очередь специалист будет иметь возможность подготовить план максимального охвата достижений ребенка и т.д., в зависимости от пожелания родителей и существующих возможностей.

Когда проводится патопсихологическое обследование, для психолога важно получить "срез" возможностей ребенка. Поэтому задания созданы специально отличными и используются только для диагностики, подготовка к ним может существенно усложнить работу психолога и привести к некорректным выводам, в результате чего психиатр получит неточную информацию, что, в итоге, может привести к назначению дополнительных обследований или продлению процедуры подготовки плана лечения, образовательного маршрута. Иногда, если визит на обследование совместный, родителя или законного представителя могут попросить выйти, чтобы ребенок мог наедине сообщить то, что его волнует.

Психологическая диагностика решает ряд задач:

  • выявление возможных психологических причин или сопровождения (например, повышенная тревожность, неустойчивость самооценки, из-за чего ребенок стремится избегать ситуаций, где проявляются трудности) проблемы, с которой пришли родители, обратился ребенок или которая была выявлена командой специалистов (например, возможные внутренние конфликты, типичные способы поведения, особенности общения и т.д.);

  • оценка потенциальных трудностей и зоны риска (например, слабые коммуникативные навыки, что может привести к трудностям адаптации к условиям детского сада или школы, дальнейшим трудностям обучения);

  • определение качеств и способностей ребенка, которые могут помочь решить имеющиеся трудности или которые помогут развить дополнительные навыки на психокоррекционных занятиях (например, ориентация на взрослых ребенка, готовность к подражанию).

Психические процессы и состояние ребенка динамичны, поэтому на определенном этапе может потребоваться коррекция плана психологической реабилитации. Специалист уточнит желаемый запрос и покажет возможные пути коррекционной работы.

Как выглядит процедура психологического обследования?

Сама встреча также включает в себя несколько этапов. Для каждого их них может использоваться разный набор методик в зависимости от возраста ребенка, его состояния, гипотез психолога, так и от формы диагностики.

Первый этап - беседа, знакомство. За это время психолог устанавливает доверительный контакт, и ребенок может в безопасной обстановке рассказать о том, что его беспокоит. В случае групповых занятий этот этап может быть пропущен, тогда у специалиста скорее задача узнать интересы ребенка, увидеть его поведение в группе сверстников со стороны. В случае индивидуальной психокоррекции или в рамках стационара этот этап может занять несколько встреч.

Следующий этап - проведение методик. Они подбираются с учетом возраста ребенка, его состояния, запроса родителей, гипотез психолога. Спектр достаточно широк: от выполнения программы двигательных упражнений до специальных заданий (например, вычеркивание нужных букв в ряду), рисования по инструкции, предложения "поиграть" в семью или сложную ситуацию с помощью предложенных материалов.

При выполнении методик специалист наблюдает за ребенком, для него важны его реакции на успех и неудачу, сформированность навыков общения, легкость установления контакта и готовность принять помощь взрослого, способность к оценке происходящего и внимание к нему, его интересы и то, что вызывает отторжение, непонимание.

Патопсихологическое обследование отличается от других форм диагностики тем, что больше "привязано" к столу и стулу - ребенок и специалист сидят за столом. И чем старше ребенок, тем больше этот этап напоминает школьное занятие: становится больше заданий, напоминающих будни ребенка, а именно запомнить, нарисовать, ответить на вопросы, подобрать решение или дополнить фразы.

Если родитель или законный представитель присутствует во время процедуры, важно помнить, что это происходит для ребенка, у специалиста нет намерения "подловить" его в незнании, и, тем более, в чем-то обвинить вас, цель - узнать возможности и особенности ребенка. По наблюдению за вашим взаимодействием специалист может дать рекомендации или предложить специальные упражнения, если это происходит в рамках коррекционного занятия.

Затем психолог посвящает время анализу полученных данных без ребенка. Это позволяет специалисту сделать выводы о психологическом компоненте состояния, поставить задачи психологической коррекции и составить её план.

Виды психологической диагностики

В зависимости от задач, которые стоят перед психологом, выделяют несколько видов психологической диагностики:

Экспериментально-психологическое исследование проводится для помощи врачу-психиатру в постановке или уточнения диагноза, составления комплексной программы реабилитации, а также для того, чтобы оценить эффективность лечебных процедур, изменение состояния и клинической картины на момент окончания госпитализации или в период повторной встречи.

Также выделяют специализированные психологические обследования, которые нужны для составления программы психокоррекционных занятий:

  • Исследование особенностей семейного функционирования. Данный вид обследования является одним из этапов комплексной диагностики в силу специфики детского возраста, а именно высокой зависимости ребенка от семьи и особенностей семейных взаимоотношений. Она проводится в составе всех возможных членов семьи. Так бывает, что семья, не замечая этого и искренне желая помочь ребенку, влияет на поведение ребенка, "закрепляя" проблемные формы поведения. В процессе семейной диагностики все члены семьи могут получить опыт более эффективных отношений, сказать друг другу важные слова, которые забываются в повседневной жизни, возможно, принять важные решения.

  • Нейропсихологическое обследование. Данный вид психологического обследования является дополняющим к некоторым другим видам исследования (например, МРТ, ПЭТ) и направлен на выявление специфических трудностей, связанных с особенностями работы головного мозга. В результате данного психологического обследования выявляются "органические" особенности, которые могут оказывать сильное влияние на сложности в процессах обучения (например, ребенок часто отвлекается, поскольку не удерживает много информации сразу, ему чаще требуется перерыв, чтобы восстановить работоспособность). По итогу определяются зоны воздействия и программа коррекции, которая, в силу длительности курса, может продолжаться и после госпитализации.

  • Оценка профориентационных предпочтений и навыков. Данное направление становится актуальным со вступлением ребенка в подростковый возраст, когда формируются жизненные цели, выстраиваются приоритеты, происходит осознание себя как самостоятельного, полноправного члена общества. Особенно важным становится поиск своего места в этом мире, ощущение своей полезности и принадлежности коллективу. В это время подросток ищет для себя эталоны вне семьи. На этом этапе важно поддержать интересы и увлечения ребенка, которые могут меняться, быть неустойчивыми. Задача психолога - показать подростку возможные социально приемлемые пути исходя из его потребностей, физических и интеллектуальных возможностей, сильных и слабых сторон личности, интересов.

  • Оценка в рамках специализированных подходов к психологической коррекции (например, АВА-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, БОС-терапии, танце-двигательной терапии, пескотерапии, игровой терапии, телесно-ориентированной терапии) проводится для составления "локального" плана коррекции. Также не всегда диагностика ограничивается одной встречей, и бывает сложно её отделить от этапа установления контакта и использования психологических техник.

Что является итогом диагностики?

Специалист получает информацию о психологическом состоянии ребенка, выводами он делится с врачами и другими помогающими специалистами, а также использует для того, чтобы поставить перед собой задачи и составить план коррекции с ребенком. При желании специалист после написания заключения может дать поделиться информацией с родителями.

Если эта встреча - часть курса по коррекции, то в предподростковом возрасте важно участие родителей, чтобы вместе со специалистом обсудить возможные изменения, задать волнующие вопросы, увидеть техники работы с ребенком, получить "домашнее задание", которое может улучшить контакт с ребенком, и, вероятно, увидеть с новой стороны возможности ребенка.

В случае патопсихологической диагностики специалист пишет заключение по итогу исследования, в котором отражено актуальное состояние ребенка, особенности поведения во время встречи и важная информация из беседы, характер выполнения заданий, а также оценка по психическим функциям: вниманию, памяти, мышлению - и, возможно, рекомендации по итогу наблюдения.

Процедура проводится максимально безопасно для ребенка. Психолог, который проводит психологическую диагностику, в первую очередь, опирается на этический Кодекс сотрудников Центра и профессионального сообщества психологов. А это значит, что результат психодиагностики является врачебной тайной и не подлежит огласке.

 Фото: https://ru.freepik.com/

Другие статьи