Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Патопсихологическая диагностика
Патопсихологическую диагностику проводит клинический (медицинский) психолог - специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в клинической психологии. Он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и понимание основных психологических закономерностей функционирования психики, особенности их работы в норме и патологии.
Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр. Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью. Она предлагается, когда психиатру нужно более детальное изучение профиля психологического функционирования ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций (например, память, внимание, ассоциативные процессы), в проявлениях личности ребенка и (или) чтобы получить более полное представление о картине симптоматики. Прохождение обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов по инвалидности и мере социальной поддержки.
Для имеющих московскую прописку есть возможность пройти обследование в стационаре и в амбулаторном звене бесплатно, в остальных случаях услуга предоставляется на платной основе.
В ходе обследования психолог оценивает профиль возможных нарушений, а именно работу познавательных функций, таких как внимание, память, ассоциативные процессы, проводит оценку интеллектуальных возможностей и уровня достижений, работоспособности, а также изучает личностные особенности, в частности, волевую сферу, актуальное состояние ребенка. С помощью специальных методов сбора и анализа данных психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудности адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложности в учебе и работе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут быть подспорьем в коррекционных занятиях.
Патопсихологическое обследование: формы и задачи
Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:
● Классическое патопсихологическое обследование необходимо для того, чтобы установить целостную картину психологического функционирования ребенка по основным психическим функциям, выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны психиатру для постановки диагноза.
● Дополнительное патопсихологическое обследование может проводиться с целью детального изучения познавательных, интеллектуальных возможностей, эмоционально-личностной сферы, а также для решения специфических запросов от врачей (оценка суицидального риска и др.) или, например, после периода адаптации ребенка к условиям стационара и установления доверительного контакта со специалистом, когда клиническая картина остается неясной.
● Динамическое патопсихологическое обследование позволяет оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания и способности к произвольной саморегуляции, работоспособность на этапе завершения госпитализации, по итогу смены терапии, проведения коррекционных занятий.
Как проходит патопсихологическое обследование?
Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в рамках стационара, но в амбулаторном звене выделено всего до 1,5 часов - выявляются в большей степени выраженные особенности состояния ребенка. Время предоставляется с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч.
Сама встреча обычно состоит из нескольких основных этапов: беседа и выполнение методик.
Сначала специалист приглашает ребенка присесть за стол, что располагает его к привычной академической обстановке. В первую очередь психолог проводит беседу, устанавливает доверительный контакт. На этом этапе ребенку предоставляется возможность высказать то, что беспокоит, поделиться своими интересами и возможными трудностями. Если ребенок не говорит, предлагаются простые и усложненные инструкции, исследуется понимание речи.
Далее предлагаются методики с учетом актуального состояния ребенка, исходя из доступной сложности, возрастных возможностей и диагностических предположений врача, по итогу жалоб ребенка и запроса родителей, гипотез специалиста.
Если школьные задания еще недоступны ребенку, в игровой форме предлагаются инструкции с целью оценки уровня развития бытовых навыков, простые задания на выявления возможных достижений ребенка, способность к усвоению новых знаний и готовность к контакту со взрослым. С ребенком может проводиться игра: оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.
В школьном возрасте в большей степени используются задания, которые напоминают обычную школьную рутину, но некоторые могут быть необычными, например, инструкции нарисовать что-либо. Если ребенок не усваивает инструкцию, психолог его направляет, исследуется обучаемость. В арсенале психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи: используются стандартизированные опросники, специализированные тесты (например, разложить предложенную стопку карточек или показать цифры в определенной последовательности), проективные методики (когда ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или начало сказки), оцениваются школьные навыки (например, даются задачи или счет, предлагается прочитать и пересказать текст), общий кругозор (например, знание дней недели).
В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справиться с успехом, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном подбадривании, чтобы сохранять нацеленность при выполнении заданий.
Родители и законные представители могут присутствовать при диагностике, это часто бывает достаточно важным диагностическим этапом, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на слова. Но важно, что во время беседы и выполнения заданий оцениваются именно способности ребенка, поэтому в этот момент участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти - это также будет важно для оценки поведения ребенка в контакте с другим взрослым, сформированного тип привязанности, возможно, есть вещи, которые ребенок готов рассказать специалисту наедине, но смущен присутствием большего количества людей.
Что будет в итоге диагностики?
По итогу патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка и причины возможных нарушений, даются рекомендации. Это заключение можно получить по запросу, а можно увидеть итоговые выводы в выписке после посещения врача-психиатра. Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные не оглашаются за пределами системы здравоохранения.
У родителей есть возможность узнать результаты патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных данных и подскажут, как действовать дальше.