Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения
Сюжетное рисование
Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи
Психологическая готовность к родам
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать?
Стресс и как с ним совладать
Аутизм. Что это за болезнь?
Общение - это не только про устную речь
"Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
Протестное поведение: что делать?
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением?
Режим дня в жизни ребенка
Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины
Мечтать не вредно
Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни
Семейное благополучие и психологическая поддержка
Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет
Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка
Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни?
Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые
Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон?
Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье
Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями
Перфекционизм и ЗОЖ
Гимнастика для мозга
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям
Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие
Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях
Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания.
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства
А ваш ребенок готов к школе?
Лучшие упражнения для офисных работников
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
"Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе?
Как приучить ребёнка пользоваться горшком
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Трудности обучения
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей
Как подружиться со стрессом
Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий
Сон у детей с РАС
Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки"
Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю?
Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Организация среды и деятельности для ребенка с особенностями
Школьная адаптация особенного ребенка: создаем мост к успешному обучению
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
Почему важно развивать такое качество, как выносливость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как ловкость?
Почему важно развивать у ребенка такое качество, как гибкость?
Почему важно развивать у детей такое качество, как быстрота?
Почему важно развивать такое качество, как сила?
Проводим лето с пользой!
Что такое задержка психического развития?
Что такое сюжетное рисование и в чем его польза
Рисуем круги
Зачем нам знать, как работает мозг
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Здоровье мозга, стресс и эмоциональное благополучие
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка
Мозг в эпоху социальных сетей: как просматривание ленты влияет на наш главный орган
Влияние немедикаментозной терапии на мозг человека
Влияние хронического стресса на состояние головного мозга
Как социальные связи влияют на работу нашего мозга
Эмоциональное благополучие и когнитивные функции: как чувства влияют на мышление
Стресс и его влияние на головной мозг
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Роль музыки в развитии и поддержании здоровья мозга
Паника и панические атаки: что делать и как справляться
Когда боль становится невыносимой. Понимание самоповреждающего поведения у подростков
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Патопсихологическая диагностика
Патопсихологическую диагностику проводит клинический (медицинский) психолог - специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в клинической психологии. Он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и понимание основных психологических закономерностей функционирования психики, особенности их работы в норме и патологии.
Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр. Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью. Она предлагается, когда психиатру нужно более детальное изучение профиля психологического функционирования ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций (например, память, внимание, ассоциативные процессы), в проявлениях личности ребенка и (или) чтобы получить более полное представление о картине симптоматики. Прохождение обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов по инвалидности и мере социальной поддержки.
Для имеющих московскую прописку есть возможность пройти обследование в стационаре и в амбулаторном звене бесплатно, в остальных случаях услуга предоставляется на платной основе.
В ходе обследования психолог оценивает профиль возможных нарушений, а именно работу познавательных функций, таких как внимание, память, ассоциативные процессы, проводит оценку интеллектуальных возможностей и уровня достижений, работоспособности, а также изучает личностные особенности, в частности, волевую сферу, актуальное состояние ребенка. С помощью специальных методов сбора и анализа данных психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудности адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложности в учебе и работе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут быть подспорьем в коррекционных занятиях.
Патопсихологическое обследование: формы и задачи
Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:
● Классическое патопсихологическое обследование необходимо для того, чтобы установить целостную картину психологического функционирования ребенка по основным психическим функциям, выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны психиатру для постановки диагноза.
● Дополнительное патопсихологическое обследование может проводиться с целью детального изучения познавательных, интеллектуальных возможностей, эмоционально-личностной сферы, а также для решения специфических запросов от врачей (оценка суицидального риска и др.) или, например, после периода адаптации ребенка к условиям стационара и установления доверительного контакта со специалистом, когда клиническая картина остается неясной.
● Динамическое патопсихологическое обследование позволяет оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания и способности к произвольной саморегуляции, работоспособность на этапе завершения госпитализации, по итогу смены терапии, проведения коррекционных занятий.
Как проходит патопсихологическое обследование?
Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в рамках стационара, но в амбулаторном звене выделено всего до 1,5 часов - выявляются в большей степени выраженные особенности состояния ребенка. Время предоставляется с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч.
Сама встреча обычно состоит из нескольких основных этапов: беседа и выполнение методик.
Сначала специалист приглашает ребенка присесть за стол, что располагает его к привычной академической обстановке. В первую очередь психолог проводит беседу, устанавливает доверительный контакт. На этом этапе ребенку предоставляется возможность высказать то, что беспокоит, поделиться своими интересами и возможными трудностями. Если ребенок не говорит, предлагаются простые и усложненные инструкции, исследуется понимание речи.
Далее предлагаются методики с учетом актуального состояния ребенка, исходя из доступной сложности, возрастных возможностей и диагностических предположений врача, по итогу жалоб ребенка и запроса родителей, гипотез специалиста.
Если школьные задания еще недоступны ребенку, в игровой форме предлагаются инструкции с целью оценки уровня развития бытовых навыков, простые задания на выявления возможных достижений ребенка, способность к усвоению новых знаний и готовность к контакту со взрослым. С ребенком может проводиться игра: оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.
В школьном возрасте в большей степени используются задания, которые напоминают обычную школьную рутину, но некоторые могут быть необычными, например, инструкции нарисовать что-либо. Если ребенок не усваивает инструкцию, психолог его направляет, исследуется обучаемость. В арсенале психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи: используются стандартизированные опросники, специализированные тесты (например, разложить предложенную стопку карточек или показать цифры в определенной последовательности), проективные методики (когда ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или начало сказки), оцениваются школьные навыки (например, даются задачи или счет, предлагается прочитать и пересказать текст), общий кругозор (например, знание дней недели).
В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справиться с успехом, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном подбадривании, чтобы сохранять нацеленность при выполнении заданий.
Родители и законные представители могут присутствовать при диагностике, это часто бывает достаточно важным диагностическим этапом, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на слова. Но важно, что во время беседы и выполнения заданий оцениваются именно способности ребенка, поэтому в этот момент участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти - это также будет важно для оценки поведения ребенка в контакте с другим взрослым, сформированного тип привязанности, возможно, есть вещи, которые ребенок готов рассказать специалисту наедине, но смущен присутствием большего количества людей.
Что будет в итоге диагностики?
По итогу патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка и причины возможных нарушений, даются рекомендации. Это заключение можно получить по запросу, а можно увидеть итоговые выводы в выписке после посещения врача-психиатра. Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные не оглашаются за пределами системы здравоохранения.
У родителей есть возможность узнать результаты патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных данных и подскажут, как действовать дальше.