Колл-центр (многоканальный)

+7 (495) 445-54-95 call-center@suhareva-center.mos.ru

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

+7 (495) 960-34-62
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Патопсихологическая диагностика

Патопсихологическую диагностику проводит клинический (медицинский) психолог - специалист с высшим психологическим образованием со специализацией в клинической психологии. Он опирается на знание возрастных норм развития психических функций и понимание основных психологических закономерностей функционирования психики, особенности их работы в норме и патологии.

Направление на экспериментально-психологическое исследование дает лечащий врач-психиатр. Это одна из основных форм обследования, которая назначается большинству тех, кто обратился за помощью. Она предлагается, когда психиатру нужно более детальное изучение профиля психологического функционирования ребенка, и обычно используется, чтобы проверить гипотезы врача о наличии или отсутствии специфических особенностей в работе познавательных функций (например, память, внимание, ассоциативные процессы), в проявлениях личности ребенка и (или) чтобы получить более полное представление о картине симптоматики. Прохождение обязательно для подготовки к ряду комиссий, например, по решению вопросов по инвалидности и мере социальной поддержки.

Для имеющих московскую прописку есть возможность пройти обследование в стационаре и в амбулаторном звене бесплатно, в остальных случаях услуга предоставляется на платной основе.

В ходе обследования психолог оценивает профиль возможных нарушений, а именно работу познавательных функций, таких как внимание, память, ассоциативные процессы, проводит оценку интеллектуальных возможностей и уровня достижений, работоспособности, а также изучает личностные особенности, в частности, волевую сферу, актуальное состояние ребенка. С помощью специальных методов сбора и анализа данных психолог помогает врачу-психиатру установить причины трудности адаптации, особенностей поведения, общения со сверстниками и в семье, сложности в учебе и работе, выявляет потенциально сильные стороны ребенка, которые могут быть подспорьем в коррекционных занятиях.

Патопсихологическое обследование: формы и задачи

Патопсихологическое обследование может проводиться в нескольких формах с учетом решаемых задач:

● Классическое патопсихологическое обследование необходимо для того, чтобы установить целостную картину психологического функционирования ребенка по основным психическим функциям, выявить, какие трудности на данный момент выходят на первый план, а также отметить те проявления, которые могут быть полезны психиатру для постановки диагноза.

● Дополнительное патопсихологическое обследование может проводиться с целью детального изучения познавательных, интеллектуальных возможностей, эмоционально-личностной сферы, а также для решения специфических запросов от врачей (оценка суицидального риска и др.) или, например, после периода адаптации ребенка к условиям стационара и установления доверительного контакта со специалистом, когда клиническая картина остается неясной.

● Динамическое патопсихологическое обследование позволяет оценить изменения в настроении, актуальном эмоциональном состоянии, особенностях концентрации внимания и способности к произвольной саморегуляции, работоспособность на этапе завершения госпитализации, по итогу смены терапии, проведения коррекционных занятий.

Как проходит патопсихологическое обследование?

Патопсихологическое обследование длится от 30 минут до 2,5 часов в рамках стационара, но в амбулаторном звене выделено всего до 1,5 часов - выявляются в большей степени выраженные особенности состояния ребенка. Время предоставляется с учетом состояния, возраста, особенностей контакта ребенка, запроса врачей и целей психолога. Иногда может потребоваться несколько встреч.

Сама встреча обычно состоит из нескольких основных этапов: беседа и выполнение методик.

Сначала специалист приглашает ребенка присесть за стол, что располагает его к привычной академической обстановке. В первую очередь психолог проводит беседу, устанавливает доверительный контакт. На этом этапе ребенку предоставляется возможность высказать то, что беспокоит, поделиться своими интересами и возможными трудностями. Если ребенок не говорит, предлагаются простые и усложненные инструкции, исследуется понимание речи.

Далее предлагаются методики с учетом актуального состояния ребенка, исходя из доступной сложности, возрастных возможностей и диагностических предположений врача, по итогу жалоб ребенка и запроса родителей, гипотез специалиста.

Если школьные задания еще недоступны ребенку, в игровой форме предлагаются инструкции с целью оценки уровня развития бытовых навыков, простые задания на выявления возможных достижений ребенка, способность к усвоению новых знаний и готовность к контакту со взрослым. С ребенком может проводиться игра: оценивается способность к сотрудничеству, качество доступной игры со специалистом и без него, готовность использовать игровые предметы, понимание их назначения.

В школьном возрасте в большей степени используются задания, которые напоминают обычную школьную рутину, но некоторые могут быть необычными, например, инструкции нарисовать что-либо. Если ребенок не усваивает инструкцию, психолог его направляет, исследуется обучаемость. В арсенале психолога присутствуют методики разных форм и видов подачи: используются стандартизированные опросники, специализированные тесты (например, разложить предложенную стопку карточек или показать цифры в определенной последовательности), проективные методики (когда ребенка просят придумать рассказ или образ, завершить предложенную фразу или начало сказки), оцениваются школьные навыки (например, даются задачи или счет, предлагается прочитать и пересказать текст), общий кругозор (например, знание дней недели).

В процессе выполнения заданий психолог наблюдает за поведением ребенка, его эмоциональным состоянием, подбирая методики и инструкции. Так выявляется готовность ребенка к принятию неудач, умение справиться с успехом, потребность в игровых формах подачи, в дополнительном подбадривании, чтобы сохранять нацеленность при выполнении заданий.

Родители и законные представители могут присутствовать при диагностике, это часто бывает достаточно важным диагностическим этапом, когда психолог видит, как ребенок обращается к родителям, как реагирует на слова. Но важно, что во время беседы и выполнения заданий оцениваются именно способности ребенка, поэтому в этот момент участие родителей нежелательно. На некоторое время специалист может попросить взрослых выйти - это также будет важно для оценки поведения ребенка в контакте с другим взрослым, сформированного тип привязанности, возможно, есть вещи, которые ребенок готов рассказать специалисту наедине, но смущен присутствием большего количества людей.

Что будет в итоге диагностики?

По итогу патопсихологического обследования специалист пишет в структурированной форме с использованием специальных терминов заключение для врача-психиатра, в котором отражены психологические особенности ребенка и причины возможных нарушений, даются рекомендации. Это заключение можно получить по запросу, а можно увидеть итоговые выводы в выписке после посещения врача-психиатра. Полученная информация строго конфиденциальна, на неё распространяется закон о врачебной тайне, то есть данные не оглашаются за пределами системы здравоохранения.

У родителей есть возможность узнать результаты патопсихологической диагностики и дальнейшие возможности лечения и коррекции. Не стесняйтесь задавать вопросы! Психологи Центра им. Г.Е.Сухаревой в простой, доступной и понятной форме расскажут о полученных данных и подскажут, как действовать дальше.

 

Другие статьи