Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Детский аутизм в первую очередь ассоциируют с именем Лео Каннера, который в 1943 году описал нескольких детей, расстройство которых было в дальнейшем названо его именем - синдром Каннера (детский аутизм, типичный аутизм, классический аутизм).
Ганс Аспергер, австрийский детский психиатр, описал несколько отличающиеся расстройства, которые впоследствии, через много десятилетий были названы его именем - синдром Аспергера (аутистическая психопатия).
Но первопроходцем, по сути описавшим аутистические расстройства, была наша соотечественница, московский детский психиатр Груня Ефимовна Сухарева. Не так давно, в самом конце XX века были опубликованы данные, что почти за 20 лет до Каннера и Аспергера, у Груни Ефимовны в 1926 году на русском языке, а в 1925 году в немецком журнале вышла статья, в которой фактически описывались аутистические расстройства.
Говоря о XX веке, очень коротко стоит упомянуть некоторые (безусловно далеко не все), знаковые фигуры экспертов, которые занимались исследованием детского аутизма как в нашей стране, так и за рубежом.
Мнухин С.С., Каган В.Е., Исаев Д.Н. - представители ленинградской школы детской психиатрии, внесшие наибольший вклад в изучение детского аутизма.
Мнухин Самуил Семенович описал вариант детского аутизма, который называется органическим, связанным с верифицированным поражением, повреждением центральной нервной системы (ЦНС).
Исаев Дмитрий Николаевич много занимался интеллектуальными нарушениями, в том числе при аутистических расстройствах.
Каган Виктор Ефимович провел первое в стране масштабное систематизированное исследование и защитил первую диссертацию по вопросам аутизма у детей в 1977 году.
Московская школа детской психиатрии: Лебединская К.С., Башина В.М., Симашкова Н.В.
Лебединская Клара Самойловна в НИИ дефектологии, сейчас это Институт коррекционной педагогике, создала первую группу по оказанию медико-психолого-педагогической помощи детям с РАС. В последующем на базе этого института выросла целая научная школа.
В Научном центре психического здоровья Башина Вера Михайловна, главный научный сотрудник отдела детской психиатрии, создала группу по исследованию детского аутизма, первый дневной стационар для детей с аутистическими расстройствам. У Веры Михайловны вышло несколько крупных работ, монографий, которые актуальны и сейчас: "Ранняя детская шизофрения", "Аутизм в детстве".
Симашкова Наталья Валентиновна, изучала катамнез детей больных шизофренией, детским аутизмом. Докторская диссертация Натальи Валентиновны посвящена атипичному аутизму в детском возрасте.
Необходимо отметить зарубежных экспертов XX века, которые занимались и многое привнесли в вопросы понимания аутизма, его коррекции и лечения.
Майкл Раттер - "отец детской психиатрии и детской психологии", как его называют в Великобритании. Раттер, автор одного из диагностических инструментов - "золотого стандарта диагностики детского аутизма" - Методики ADI-R.
Бернард Римланд, клинический психолог, отец мальчика с аутизмом, тоже занимался исследованием самых разных и весьма неоднозначных вопросов: применение хелирования, возможное патогенное влияние вакцинации на возникновение аутизма, использование секретина, использование методик облегченной коммуникации.
Эрик Шоплер, психолог, его в первую очередь знают, как одного из ведущих авторов первой комплексной системы помощи TEACHH и одного из авторов оценочной методики ПЭП (психообразовательный профиль), которая начиная с 70-х годов прошлого века выдержала несколько изданий. А также соавтором достаточно популярной шкалы КАРС.
ЛорнаВинг - ввела три группы диагностических критериев, так называемая триада Лорны Винг, включающая качественные расстройства социального взаимодействия, качественные расстройства коммуникации и стереотипные формы поведения. Винг в начале 80-х годов много сделала для того, чтобы появилась категория синдрома Аспергера, которые впоследствии пополнила спектр аутистических расстройств.
В XX веке взгляды на природу, на этиопатогенез детского аутизма заметно менялись. Каннер, описывая расстройство, обозначал его особым состоянием шизофренического спектра. В 50-60 годы была целая эпоха психогенных концепций. Считалось, что одним из значимых факторов развития аутизма у детей являются социально-психиологические аспекты взаимодействия в семье, особенности поведение родителей и т.д. Значимый негатив данных взглядов состоял в том, что вольно или невольно вина за появление аутизма у детей или шизофрении возлагалась на членов семьи, на родителей. В последующем эти теории были опровергнуты. Но стоит отметить, что эти идеи в той или иной форме дают о себе знать и в настоящее время, хотя они не являются доказанными и подтвержденными.
В последующем развивались теории, связывавшие детский аутизм с неврологическим, органическим повреждением головного мозга и ЦНС.
Еще один исторический ракурс, когда детский аутизм отождествляли с детской шизофренией и предполагали, что аутизм - это следствие перенесенного приступа шизофрении.
На сегодняшний день давно понятно, что нет одной единственной причины возникновения РАС у конкретного ребенка. В расстройство могут вносить и органические факторы, и генетические и многие другие, но эта тема уже другого обсуждения.
Хайретдинов Олег Замильевич, ведущий научный сотрудник Центра им. Сухаревой ДЗМ