Навигация
- 
        
        - Важность физической активности в детском возрасте 
- Польза классических игр для развития ребенка 
- Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста с ОВЗ 
- Формирование учебного поведения 
- Спортивные игры с детьми на свежем воздухе 
- Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка 
- Значение режима: как рутина и стабильность помогают улучшить эмоциональное состояние 
- Подвижные игры с детьми 
- Дефолт-система мозга как отражение психического здоровья 
- Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе 
- Контроль эмоций как показатель психической устойчивости. Мифы и реальность 
- Игрушка как источник психологической поддержки в детском возрасте 
- Почему ошибаться полезно? 
- Обучение маленькими шагами – залог успеха 
- Что такое DIR/FLOORTIME? 
- Коробки с заданиями для детей с РАС 
- Развитие памяти у детей дошкольного возраста с ОВЗ: игры и упражнения для улучшения когнитивных навыков 
- Адаптация ребенка к школе 
- Корни агрессии: психология конфликтного поведения 
- Как поддержать родителей, воспитывающих особенного ребенка 
- Альтернативная коммуникация 
- ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule) 
- Умственная отсталость 
- Игры в кругу для дошкольников 
- Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век) 
- Синдром Ретта 
- Синдром Каннера (ранний детский аутизм) 
- Развиваем мышление детей младшего школьного возраста с ОВЗ: игры и упражнения 
- Сюжетное рисование 
- Семейное консультирование в Центре им. Г.Е. Сухаревой 
- Современный мир, маленькие дети и гаджеты 
- С чего начать путь к материнству? Психологическая и физическая готовность к беременности 
- Детский травматизм 
- Психотерапия и мозг 
- Как страхи отдаляют будущую маму от желанной беременности 
- Как научить ребенка ставить цель и достигать ее 
- Эмоциональная поддержка во время беременности. Роль партнера и семьи 
- Психологическая готовность к родам 
- Как родителям общаться с детским врачом-психиатром 
- Как родителям эффективно общаться с подростком? 
- Мотивация детей с ОВЗ. Как найти и использовать? 
- Стресс и как с ним совладать 
- Аутизм. Что это за болезнь? 
- Общение - это не только про устную речь 
- "Особенности" ребенка с расстройством аутистического спектра 
- Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера 
- Травли НЕТ! 
- Протестное поведение: что делать? 
- 19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи 
- Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен? 
- Как это – быть мамой? 
- 13 августа – международный день левши 
- Великие педагоги. Жан Пиаже 
- Режим дня 
- С заботой о себе 
- Как провести лето с пользой? 
- Игры со скакалкой на свежем воздухе 
- Закаливание ребенка. Что надо знать. 
- Польза дневного сна для ребенка 
- Послеродовая депрессия: почему вместо счастья молодые мамы сталкиваются с плохим настроением? 
- Режим дня в жизни ребенка 
- Группы поддержки матерей особенных детей. Ценность общения и обмена опытом 
- Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка 
- Синдром «идеальной мамы»: как стремление к безупречности мешает эмоциональному благополучию женщины 
- Мечтать не вредно 
- Важность эмоциональной связи между матерью и ребенком в первые годы жизни 
- Семейное благополучие и психологическая поддержка 
- Развитие движений: что важно знать маме ребенка в возрасте до трех лет 
- Что такое привязанность и как она влияет на будущее ребенка 
- Обучение социально-бытовым навыкам в домашних условиях. Как помочь ребенку адаптироваться к жизни? 
- Психология привычек: как изменить укоренившиеся рутинные действия на здоровые 
- Проблемы сна у подростков. Как гормоны влияют на сон? 
- Как полезные привычки влияют на ментальное здоровье 
- Совладание со стрессом: как физическая активность помогает справляться с трудностями 
- Перфекционизм и ЗОЖ 
- Гимнастика для мозга 
- Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги" 
- Старт к здоровой жизни: маленькие шаги к большим изменениям 
- Управление эмоциями: как улучшить общее самочувствие 
- Осознанность как способ самопомощи при стрессовых ситуациях 
- Здоровое питание в рамках здорового образа жизни. Какие есть риски и как не включать излишний контроль в теме питания. 
- Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми? 
- Как позаботиться о спине, простые советы для домашнего и рабочего пространства 
- А ваш ребенок готов к школе? 
- Лучшие упражнения для офисных работников 
- Игры с гиперактивным ребенком 
- Любовь к книгам с детства 
- Ключевые стратегии поддержания психического здоровья 
- Семья и психическое здоровье ребенка 
- "Антивыгорание" – как позаботиться о своем психическом здоровье 
- Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье 
- Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью 
- Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья 
- Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога 
- Письмо в будущее 
- Что надо знать родителям о заикании 
- Как подготовить ребенка с ОВЗ к школе? 
- Как приучить ребёнка пользоваться горшком 
- Игры для которых ничего покупать не надо 
- Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка 
- Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков 
- Масленичные игры для детей 
- Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом 
- Панические атаки 
- Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам 
- Как справиться со стрессом: эффективные способы 
- Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче 
- Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие 
- Цифровая гигиена: баланс между экраном и реальной жизнью 
- Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) 
- Я стресса не боюсь! 
- Трудности обучения 
- Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса 
- Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре 
- Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться 
- Родительский пример: как наши привычки влияют на здоровье детей 
- Как подружиться со стрессом 
- Переутомление. Вред и польза дополнительных занятий 
- Сон у детей с РАС 
- Зависимость от энергетиков: чем опасны "волшебные банки" 
- Ребенок вдруг начал следить за своим здоровьем. На что стоит обращать внимание родителю? 
- Когда страхи ребёнка мешают жизни: признаки, требующие профессиональной помощи 
- Лев Семёнович Выготский 
- Международный день борьбы с анорексией 
- Кто такой дефектолог? 
- "Подводные камни" орторексии 
- Организация среды и деятельности для ребенка с особенностями 
- Школьная адаптация особенного ребенка: создаем мост к успешному обучению 
- Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду 
- Почему важно развивать такое качество, как выносливость? 
- Почему важно развивать у детей такое качество, как ловкость? 
- Почему важно развивать у ребенка такое качество, как гибкость? 
- Почему важно развивать у детей такое качество, как быстрота? 
- Почему важно развивать такое качество, как сила? 
- Проводим лето с пользой! 
- Что такое задержка психического развития? 
- Что такое сюжетное рисование и в чем его польза 
- Рисуем круги 
- Зачем нам знать, как работает мозг 
- Как научить ребёнка с РАС ждать? 
- Здоровье мозга, стресс и эмоциональное благополучие 
- Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать 
- Как игра может сообщить о проблемах в развитии ребенка 
- Мозг в эпоху социальных сетей: как просматривание ленты влияет на наш главный орган 
- Влияние немедикаментозной терапии на мозг человека 
- Влияние хронического стресса на состояние головного мозга 
- Как социальные связи влияют на работу нашего мозга 
- Эмоциональное благополучие и когнитивные функции: как чувства влияют на мышление 
- Стресс и его влияние на головной мозг 
- Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка 
- Роль музыки в развитии и поддержании здоровья мозга 
- Паника и панические атаки: что делать и как справляться 
- Когда боль становится невыносимой. Понимание самоповреждающего поведения у подростков 
- Меня все бесит! 
- Чувство одиночества в подростковом возрасте 
- Ключ к здоровью в ваших руках? 
- Важные навыки в периоды стресса 
- Макатон: жесты, символы, речь 
- Забота о себе. Советы психолога 
- Ребенок не хочет жить. Что делать родителям? 
- Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности 
- Зачем нужны здоровые привычки? 
- Что такое АВА-терапия 
- Психическое благополучие 
- Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание 
- Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить? 
- Логопедическая диагностика 
- Дизартрия 
- Стереотипное поведение 
- Профилактика эмоционального выгорания 
- Патопсихологическая диагностика 
- Ориентируемся в пространстве 
- Тест Векслера 
- Канистерапия – реабилитация детей с ментальными нарушениями 
- Психологическая диагностика 
- Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию 
- Адаптивный батут 
- Что мешает детям выполнять домашнее задание? 
- Иппотерапия: как общение с лошадьми лечит тело и душу 
- Адаптивная спортивная игра Бочча 
- Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте 
- Адаптивное плавание 
- Создаем для ребенка сбалансированное меню 
- Ребенок не хочет ходить в школу 
- День психического здоровья 
- Учим детей здоровому питанию через творчество 
- Математика, с чего начать занятия? 
- Работа или личная жизнь?! Как найти баланс? 
- Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде 
- Ребенок не хочет ходит в детский сад 
- Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку? 
- Тренируем долгосрочную память 
- Чем раньше - тем лучше? 
- Адаптация родителей школьников 
- Тренируем рабочую память 
- Как проблемы со сном влияют на развитие и благополучие ребенка 
- Адаптация к школе. Как помочь ребёнку? 
- Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки 
- Как в часы посещений ребенка в стационаре провести время с пользой 
- Стресс и питание 
- Жестокое обращение в детстве и его влияние на психику подростка 
- ПТСР у детей: специфика проявления и способы поддержки 
- Игры для школьников - тренируем математические навыки 
- Подсказываем правильно 
- Внимание?! Внимание! 
- В счастливой семье рождаются счастливые дети 
- Поддержание психологического благополучия семьи 
- Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться? 
- Дети с СДВГ 
- Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами 
- Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки 
- Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем 
- Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков 
- Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка 
 
Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)
Детский аутизм в первую очередь ассоциируют с именем Лео Каннера, который в 1943 году описал нескольких детей, расстройство которых было в дальнейшем названо его именем - синдром Каннера (детский аутизм, типичный аутизм, классический аутизм).
Ганс Аспергер, австрийский детский психиатр, описал несколько отличающиеся расстройства, которые впоследствии, через много десятилетий были названы его именем - синдром Аспергера (аутистическая психопатия).
Но первопроходцем, по сути описавшим аутистические расстройства, была наша соотечественница, московский детский психиатр Груня Ефимовна Сухарева. Не так давно, в самом конце XX века были опубликованы данные, что почти за 20 лет до Каннера и Аспергера, у Груни Ефимовны в 1926 году на русском языке, а в 1925 году в немецком журнале вышла статья, в которой фактически описывались аутистические расстройства.
Говоря о XX веке, очень коротко стоит упомянуть некоторые (безусловно далеко не все), знаковые фигуры экспертов, которые занимались исследованием детского аутизма как в нашей стране, так и за рубежом.
Мнухин С.С., Каган В.Е., Исаев Д.Н. - представители ленинградской школы детской психиатрии, внесшие наибольший вклад в изучение детского аутизма.
Мнухин Самуил Семенович описал вариант детского аутизма, который называется органическим, связанным с верифицированным поражением, повреждением центральной нервной системы (ЦНС).
Исаев Дмитрий Николаевич много занимался интеллектуальными нарушениями, в том числе при аутистических расстройствах.
Каган Виктор Ефимович провел первое в стране масштабное систематизированное исследование и защитил первую диссертацию по вопросам аутизма у детей в 1977 году.
Московская школа детской психиатрии: Лебединская К.С., Башина В.М., Симашкова Н.В.
Лебединская Клара Самойловна в НИИ дефектологии, сейчас это Институт коррекционной педагогике, создала первую группу по оказанию медико-психолого-педагогической помощи детям с РАС. В последующем на базе этого института выросла целая научная школа.
В Научном центре психического здоровья Башина Вера Михайловна, главный научный сотрудник отдела детской психиатрии, создала группу по исследованию детского аутизма, первый дневной стационар для детей с аутистическими расстройствам. У Веры Михайловны вышло несколько крупных работ, монографий, которые актуальны и сейчас: "Ранняя детская шизофрения", "Аутизм в детстве".
Симашкова Наталья Валентиновна, изучала катамнез детей больных шизофренией, детским аутизмом. Докторская диссертация Натальи Валентиновны посвящена атипичному аутизму в детском возрасте.
Необходимо отметить зарубежных экспертов XX века, которые занимались и многое привнесли в вопросы понимания аутизма, его коррекции и лечения.
Майкл Раттер - "отец детской психиатрии и детской психологии", как его называют в Великобритании. Раттер, автор одного из диагностических инструментов - "золотого стандарта диагностики детского аутизма" - Методики ADI-R.
Бернард Римланд, клинический психолог, отец мальчика с аутизмом, тоже занимался исследованием самых разных и весьма неоднозначных вопросов: применение хелирования, возможное патогенное влияние вакцинации на возникновение аутизма, использование секретина, использование методик облегченной коммуникации.
Эрик Шоплер, психолог, его в первую очередь знают, как одного из ведущих авторов первой комплексной системы помощи TEACHH и одного из авторов оценочной методики ПЭП (психообразовательный профиль), которая начиная с 70-х годов прошлого века выдержала несколько изданий. А также соавтором достаточно популярной шкалы КАРС.
ЛорнаВинг - ввела три группы диагностических критериев, так называемая триада Лорны Винг, включающая качественные расстройства социального взаимодействия, качественные расстройства коммуникации и стереотипные формы поведения. Винг в начале 80-х годов много сделала для того, чтобы появилась категория синдрома Аспергера, которые впоследствии пополнила спектр аутистических расстройств.
В XX веке взгляды на природу, на этиопатогенез детского аутизма заметно менялись. Каннер, описывая расстройство, обозначал его особым состоянием шизофренического спектра. В 50-60 годы была целая эпоха психогенных концепций. Считалось, что одним из значимых факторов развития аутизма у детей являются социально-психиологические аспекты взаимодействия в семье, особенности поведение родителей и т.д. Значимый негатив данных взглядов состоял в том, что вольно или невольно вина за появление аутизма у детей или шизофрении возлагалась на членов семьи, на родителей. В последующем эти теории были опровергнуты. Но стоит отметить, что эти идеи в той или иной форме дают о себе знать и в настоящее время, хотя они не являются доказанными и подтвержденными.
В последующем развивались теории, связывавшие детский аутизм с неврологическим, органическим повреждением головного мозга и ЦНС.
Еще один исторический ракурс, когда детский аутизм отождествляли с детской шизофренией и предполагали, что аутизм - это следствие перенесенного приступа шизофрении.
На сегодняшний день давно понятно, что нет одной единственной причины возникновения РАС у конкретного ребенка. В расстройство могут вносить и органические факторы, и генетические и многие другие, но эта тема уже другого обсуждения.
Хайретдинов Олег Замильевич, ведущий научный сотрудник Центра им. Сухаревой ДЗМ
 
                                     
        
 
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                     
                                    