Справочный

+7 (495) 445-54-95

Приемное отделение

+7 (495) 952-49-20

Телефон доверия

8 (800) 222-05-57
Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Версия для
слабовидящих

Контакты

Время работы

Call-центр

Пн.-Пт. 8:00–20:00
Сб.-Вс. Выходной

Консультативно-диагностическое отделение

Пн.-Пт. 7:30–20:00
Сб. 7:30-18:00
Вс. Выходной

Приёмное отделение

Круглосуточно

Посещение пациентов стационарных отделений

в будние дни с 16:30 до 18:30
в выходные и праздничные дни с 10:00 до 12:00 и с 16:30 до 18:30

Внимание!!!

С 29.07.2024 прием подросткового населения (с 15 до 17 лет включительно) в целях получения справок для допуска к управлению транспортным средством, трудоустройства и поступления в образовательные организации будет дополнительно осуществляться на базе всех психоневрологических диспансеров города Москвы* вне зависимости от адреса регистрации по месту жительства в г. Москве.

График работы: с понедельника по пятницу с 9-00 до 19-00 (без предварительной записи).

При себе необходимо иметь паспорт.

* за исключением ПНД №22 в Зеленограде

Для лиц, не имеющих постоянной регистрации в г. Москве, обследование проводится после самостоятельного предоставление справки из специализированной медицинской организации по месту постоянной регистрации, либо получения ответа на соответствующий запрос.

Расстройства аутистического спектра: история в лицах (XX век)

Детский аутизм в первую очередь ассоциируют с именем Лео Каннера, который в 1943 году описал нескольких детей, расстройство которых было в дальнейшем названо его именем - синдром Каннера (детский аутизм, типичный аутизм, классический аутизм).

Ганс Аспергер, австрийский детский психиатр, описал несколько отличающиеся расстройства, которые впоследствии, через много десятилетий были названы его именем - синдром Аспергера (аутистическая психопатия).

Но первопроходцем, по сути описавшим аутистические расстройства, была наша соотечественница, московский детский психиатр Груня Ефимовна Сухарева. Не так давно, в самом конце XX века были опубликованы данные, что почти за 20 лет до Каннера и Аспергера, у Груни Ефимовны в 1926 году на русском языке, а в 1925 году в немецком журнале вышла статья, в которой фактически описывались аутистические расстройства.

Говоря о XX веке, очень коротко стоит упомянуть некоторые (безусловно далеко не все), знаковые фигуры экспертов, которые занимались исследованием детского аутизма как в нашей стране, так и за рубежом.

Мнухин С.С., Каган В.Е., Исаев Д.Н. - представители ленинградской школы детской психиатрии, внесшие наибольший вклад в изучение детского аутизма.

Мнухин Самуил Семенович описал вариант детского аутизма, который называется органическим, связанным с верифицированным поражением, повреждением центральной нервной системы (ЦНС).

Исаев Дмитрий Николаевич много занимался интеллектуальными нарушениями, в том числе при аутистических расстройствах.

Каган Виктор Ефимович провел первое в стране масштабное систематизированное исследование и защитил первую диссертацию по вопросам аутизма у детей в 1977 году.

Московская школа детской психиатрии: Лебединская К.С., Башина В.М., Симашкова Н.В.

Лебединская Клара Самойловна в НИИ дефектологии, сейчас это Институт коррекционной педагогике, создала первую группу по оказанию медико-психолого-педагогической помощи детям с РАС. В последующем на базе этого института выросла целая научная школа.

В Научном центре психического здоровья Башина Вера Михайловна, главный научный сотрудник отдела детской психиатрии, создала группу по исследованию детского аутизма, первый дневной стационар для детей с аутистическими расстройствам. У Веры Михайловны вышло несколько крупных работ, монографий, которые актуальны и сейчас: "Ранняя детская шизофрения", "Аутизм в детстве".

Симашкова Наталья Валентиновна, изучала катамнез детей больных шизофренией, детским аутизмом. Докторская диссертация Натальи Валентиновны посвящена атипичному аутизму в детском возрасте.

Необходимо отметить зарубежных экспертов XX века, которые занимались и многое привнесли в вопросы понимания аутизма, его коррекции и лечения.

Майкл Раттер - "отец детской психиатрии и детской психологии", как его называют в Великобритании. Раттер, автор одного из диагностических инструментов - "золотого стандарта диагностики детского аутизма" - Методики ADI-R.

Бернард Римланд, клинический психолог, отец мальчика с аутизмом, тоже занимался исследованием самых разных и весьма неоднозначных вопросов: применение хелирования, возможное патогенное влияние вакцинации на возникновение аутизма, использование секретина, использование методик облегченной коммуникации.

Эрик Шоплер, психолог, его в первую очередь знают, как одного из ведущих авторов первой комплексной системы помощи TEACHH и одного из авторов оценочной методики ПЭП (психообразовательный профиль), которая начиная с 70-х годов прошлого века выдержала несколько изданий. А также соавтором достаточно популярной шкалы КАРС.

ЛорнаВинг - ввела три группы диагностических критериев, так называемая триада Лорны Винг, включающая качественные расстройства социального взаимодействия, качественные расстройства коммуникации и стереотипные формы поведения. Винг в начале 80-х годов много сделала для того, чтобы появилась категория синдрома Аспергера, которые впоследствии пополнила спектр аутистических расстройств.

В XX веке взгляды на природу, на этиопатогенез детского аутизма заметно менялись. Каннер, описывая расстройство, обозначал его особым состоянием шизофренического спектра. В 50-60 годы была целая эпоха психогенных концепций. Считалось, что одним из значимых факторов развития аутизма у детей являются социально-психиологические аспекты взаимодействия в семье, особенности поведение родителей и т.д. Значимый негатив данных взглядов состоял в том, что вольно или невольно вина за появление аутизма у детей или шизофрении возлагалась на членов семьи, на родителей. В последующем эти теории были опровергнуты. Но стоит отметить, что эти идеи в той или иной форме дают о себе знать и в настоящее время, хотя они не являются доказанными и подтвержденными.

В последующем развивались теории, связывавшие детский аутизм с неврологическим, органическим повреждением головного мозга и ЦНС.

Еще один исторический ракурс, когда детский аутизм отождествляли с детской шизофренией и предполагали, что аутизм - это следствие перенесенного приступа шизофрении.

На сегодняшний день давно понятно, что нет одной единственной причины возникновения РАС у конкретного ребенка. В расстройство могут вносить и органические факторы, и генетические и многие другие, но эта тема уже другого обсуждения.

Хайретдинов Олег Замильевич, ведущий научный сотрудник Центра им. Сухаревой ДЗМ

фото:фрипик

Другие статьи