Навигация
-
Важность физической активности в детском возрасте
Польза классических игр для развития ребенка
Формирование учебного поведения
Спортивные игры с детьми на свежем воздухе
Северная ходьба и её влияние на организм ребёнка
Подвижные игры с детьми
Польза занятий физической культурой с детьми на свежем воздухе
Обучение маленькими шагами – залог успеха
Коробки с заданиями для детей с РАС
Альтернативная коммуникация
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule)
Умственная отсталость
Игры в кругу для дошкольников
Синдром Ретта
Синдром Каннера (ранний детский аутизм)
Сюжетное рисование
Современный мир, маленькие дети и гаджеты
Детский травматизм
Психотерапия и мозг
Как научить ребенка ставить цель и достигать ее
Как родителям общаться с детским врачом-психиатром
Как родителям эффективно общаться с подростком?
Стресс и как с ним совладать
Общение - это не только про устную речь
Груня Сухарева, описавшая «синдром Аспергера» раньше Аспергера
Травли НЕТ!
19 ноября свой профессиональный праздник отмечают учителя-дефектологи
Кто такой психолог: с чем работает и зачем он нужен?
Как это – быть мамой?
13 августа – международный день левши
Великие педагоги. Жан Пиаже
Режим дня
С заботой о себе
Как провести лето с пользой?
Игры со скакалкой на свежем воздухе
Закаливание ребенка. Что надо знать.
Польза дневного сна для ребенка
Режим дня в жизни ребенка
Сбалансированное питание, как основа здорового образа жизни ребёнка
Мечтать не вредно
Памяти Марии Монтессори. Из цикла "Великие педагоги"
Детский аутизм. Как общаться с особенными детьми?
А ваш ребенок готов к школе?
Игры с гиперактивным ребенком
Любовь к книгам с детства
Ключевые стратегии поддержания психического здоровья
Семья и психическое здоровье ребенка
Забота о себе: почему важно своевременно обращать внимание на психическое здоровье
Психологическая гибкость - ключ к психическому здоровью
Отдых – важное условия для поддержки психического здоровья
Семейные кризисы и как с ними справиться. Советы психолога
Письмо в будущее
Что надо знать родителям о заикании
Игры для которых ничего покупать не надо
Игры с песком - психологическая разгрузка и развитие ребенка
Роль коммуникации в развитии когнитивных навыков
Масленичные игры для детей
Функциональность в обучении или обучение с практическим смыслом
Панические атаки
Как научить ребёнка понимать время и определять его по часам
Как справиться со стрессом: эффективные способы
Как меняется семья и что помогает сделать ее крепче
Внутреннее спокойствие: как поддержать эмоциональное равновесие
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Я стресса не боюсь!
Методы саморегуляции для снижения тревожности и стресса
Как влияет осознанное родительство на взаимодействие в супружеской паре
Внешние ресурсы для поддержания внутренних: возможности и как ими воспользоваться
Как подружиться со стрессом
Сон у детей с РАС
Лев Семёнович Выготский
Международный день борьбы с анорексией
Кто такой дефектолог?
"Подводные камни" орторексии
Рисуем круги
Как научить ребёнка с РАС ждать?
Синдром хронической усталости у матери: как распознать и что делать
Крепкая связь: как эмоциональное состояние матери влияет на психологическое здоровье ребенка
Меня все бесит!
Чувство одиночества в подростковом возрасте
Ключ к здоровью в ваших руках?
Важные навыки в периоды стресса
Макатон: жесты, символы, речь
Забота о себе. Советы психолога
Ребенок не хочет жить. Что делать родителям?
Поддержание психического здоровья с помощью практик осознанности
Зачем нужны здоровые привычки?
Психическое благополучие
Нервная анорексия. Что надо знать про заболевание
Нервная булимия. Что это за болезнь и как ее лечить?
Профилактика эмоционального выгорания
Патопсихологическая диагностика
Ориентируемся в пространстве
Тест Векслера
Психологическая диагностика
Забота о здоровье. Как развить правильное отношение к собственному благополучию
Что мешает детям выполнять домашнее задание?
Как поддерживать психологическое здоровье на рабочем месте
Создаем для ребенка сбалансированное меню
День психического здоровья
Учим детей здоровому питанию через творчество
Математика, с чего начать занятия?
Работа или личная жизнь?! Как найти баланс?
Осознанный перекус: прививаем здоровые привычки к еде
Навыки самообслуживания. Как помочь ребенку?
Тренируем долгосрочную память
Адаптация родителей школьников
Тренируем рабочую память
Прививаем детям любовь к фруктам и овощам: психологические трюки
Стресс и питание
Игры для школьников - тренируем математические навыки
Подсказываем правильно
Внимание?! Внимание!
В счастливой семье рождаются счастливые дети
Поддержание психологического благополучия семьи
Психолог, психотерапевт, врач-психиатр. К кому обращаться?
Развитие ребенка с РАС и его отношение с гаджетами
Психологическое благополучие детей: важность эмоциональной поддержки
Эмоциональные потребности ребенка или как это быть хорошим родителем
Основные причины и виды нарушений психического здоровья у подростков
Здоровье с детства: основы психологического благополучия ребенка
Особенности игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут иметь особенности игровой деятельности, связанные с их социальными и коммуникативными трудностями.
- Игра детей с аутизмом часто направлена на получение сенсорных ощущений, в связи с чем игрушки могут не использоваться ребенком по их функциональному назначению, или ребенок может проявлять повышенный интерес к неигровым предметам. Так, мы можем наблюдать выкладывание рядов, бросание игрушек, раскручивание колесиков машины, кручение веревочек.
- Отсутствие сюжета в игре также характерно для детей с РАС.
Если же игра приобретает сюжет, то он, как правило, "свернут" – носит очень простой характер. Это связано с ограниченностью эмоционального и социального опыта ребёнка, трудностями в развитии воображения, а также тем, что в его памяти могут закрепиться только яркие моменты. Например, ребенок берет игрушку и роняет на пол, выкрикивая: "Ой, ударился!", - на этом игра заканчивается.
- Однообразность или стереотипность игры. Дети с РАС могут проявлять сильную привязанность к определенным играм или игрушкам. Они могут настаивать на определенной игре, и переход к другой игре может вызывать у них стресс.
Также, ребёнок с аутизмом может "застревать" в своей игре на одной манипуляции: раз за разом выстраивать ряд из машин, однотипно перекладывать предметы, проигрывать одно и то же яркое впечатление
- Невозможность вовлечь в свою игру другого ребёнка или взрослого.
Малыш с РАС испытывает сложности в установлении контакта с другими детьми и взаимодействии в игровой ситуации. Ребёнок может игнорировать другого человека и продолжать свою игру, а может, напротив, начать активно протестовать и стремится уединиться.
- Трудности включения в общую игру, пассивное следование за другими.
Довольно часто, ребенок с аутизмом не играет с другими детьми. Если же он тянется к сверстникам, то может включиться только в простую игру, основанную на простой эмоциональной вовлеченности: побегать вместе, покататься с горки.
Развитие игровой деятельности у детей с РАС
Развитие сюжетно-ролевой игры очень важно для каждого ребенка. В связи с тем, что игра у ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) редко развивается самостоятельно, ему необходима помощь взрослого, который научит взаимодействовать в игре с другим человеком, постепенно приучая к тому, что играть вместе интересней и веселей и создаст условия для развития игровой деятельности.
Путь к сюжетно-ролевой игре у каждого из детей свой и пройти его можно постепенно, маленькими шагами.
-
Первым этапом развития игровой деятельности является взаимодействие малыша со взрослым в рамках сенсорной игры с использованием таких материалов как: песок, крупа, вода. Взрослый, постепенно включаясь в игру ребенка, может добавлять в стереотипные действия с пересыпанием или переливанием, новые игровые предметы (бросать рыбок в воду; закапывать камушки в песок; прятать фигурки в крупе). Цель этого этапа - создание эмоционально положительного настроя.
-
Когда контакт с ребёнком с установлен, можно перейти на сенсорно-социальные игры ("Ладушки-ладушки", "Сорока", "Лунь плывет", "В поле гуляли трое гуляк", "Тяни холсты").
-
Следующим этапом будет переход к простой сюжетной игре. Постепенно, посредством подражания, привлекаем малыша к играм с простым сюжетом (например, "Мишка голодный, накорми Мишку", "Машина приехала, загрузи в нее кубики, отвезем их", "Кукла упала, ударилась, полечим ее" и т.д.).
Если вы видите, что малышу игра не нравится, то стоит ее прекратить и попробовать в следующий раз. В игре с социальным взаимодействием ребенок должен получать только положительные эмоции!
В случае, когда ребёнок не демонстрирует протест, но и не включается в процесс, а ведет себя пассивно, не стоит останавливаться - продолжайте игровые действия, комментируйте ход игры, попробуйте ввести в игру любимого персонажа или игрушку.
Если в ходе игры малыш что-то произносит, можно повторять за ним в той же интонации - это вызовет у него больше доверия к вам. Никогда не стоит игнорировать ребёнка, если он ждет реакции от вас.
На этом этапе мы создаем малышу с РАС шаблоны разных простых сюжетов, которые он сначала сможет повторить, а затем развивать и усложнить.
- Затем стоит сюжет усложнить (добавление и усложнение действий, появление новых персонажей и формирование их базового диалога). Из нескольких простых сюжетов можно составлять сложные, а после вносить в них изменения, а также тренировать в игре социальные навыки.
Виктория Рудякова, учитель-дефектолог Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ
Картинка анонса: freepik